Александр Блок - поэт "Серебряного века". В истории становления истинной настоящей российской культуры "серебряный век" занимает одно из особых мест. Александр Блок в свою очередь является ярчайшим представителем этого времени.
Cлайд 4
О, Я ХОЧУ БЕЗУМНО ЖИТЬ! ВСЕ СУЩЕЕ – УВЕКОВЕЧИТЬ, БЕЗЛИЧНОЕ – ВОЧЕЛОВЕЧИТЬ, НЕСБЫВШЕЕСЯ – ВОПЛОТИТЬ!
Cлайд 5
ВЕДЬ Я С МОЛОКОМ МАТЕРИ ВПИТАЛ В СЕБЯ ДУХ РУССКОГО ГУМАНИЗМА Семья ректора Петербургского университета А.Н.Бекетова.
Cлайд 6
Первое собрание стихотворений Первый том (1897-1904) Цикл «Распутья»; Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» Третий том (1907-1916) «Это все о России» Второй том (1904-1908) Цикл «Пузыри земли»; Цикл «Город»
Cлайд 7
Блок раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии: “...таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе — “трилогия вочеловечения” (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятиям, “возмездию* и...— к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру..)”.
Cлайд 8
Центральный цикл первого тома — “Стихи о Прекрасной Даме”. Это и есть то “мгновение слишком яркого света”, о котором Блок писал А. Белому. Александр Блок и Андрей Белый
Cлайд 9
Заря, звезда, солнце, белый цвет-? Размыкание кругов -? Ветер -? Утро, весна -? Зима, ночь - ? Синий, лиловый мир -?
Cлайд 10
Cлайд 11
История земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философскии миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы — противопоставление “земного” (лирический герой) “небесному” (Прекрасная Дама) и в то же время стремление к их соединению, “встрече”, в результате чего и должно наступить преображение мира, полная гармония. Однако лирический сюжет осложняет и драматизирует фабулу. От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды — и сомнения в них, ожидание любви — и боязнь ее крушения, вера в неизменность облика Девы — и допущение того, что он может быть искажен (“Но страшно мне: изменишь облик Ты”).
Cлайд 12
«Вхожу я в темные храмы…» Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Какими средствами она создается? Каковы предметный ряд стихотворения, его цветовая гамма? Каким предстает лирический герой стихотворения? Прорисован ли облик Прекрасной Дамы? Какими средствами создается ее образ?
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Cлайд 16
Cлайд 17
Cлайд 18
Cлайд 19
Cлайд 20
Название, предложенное нами,-СИМВОЛИЗМ,- единственно подходящее для новой школы, только оно передает без искажений творческий дух современного искусства 18 сентября 1886 Париж. Газета «Фигаро» Жан Мореас «Манифест символизма» Человеческое восприятие мира несовершенно, поэтому изображаемая действительность ошибочна Тайны мира можно постичь лишь эмоционально и интуитивно Отражением этой «высшей истины» и одновременно способом её постижения является символ-намек Из истории символизма
Cлайд 21
Поэтика намеков, оттенков. Понятие символа как образа. Символ как многозначное иносказание
Cлайд 22
Осенний мотив 1899 Элегии в живописи Какой вы представляете картину с таким названием? В чем несоответствие содержания и названия? Какое значение приобретает мотив осени в произведении? нет исторической конкретности («это просто красивая эпоха») колорит построен на созвучии больших цветовых пятен мягкий приглушенный цвет мотив овала музыкальность линий
Cлайд 23
Философ Владимир Соловьев: Идеалистическое, религиозное отношение к действительности Идеи о порочности мира Идеи о спасительнице мира СОФИИ МИРОВАЯ ДУША Вечная женственность
Cлайд 24
ШАХМАТОВО И серый дом, и в мезонине Венецианское окно, Цвет стекол - красный, жёлтый, синий, Как-будто так и быть должно.
Cлайд 25
ИСПЕПЕЛЯЮЩИЕ ГОДЫ! БЕЗУМЬЯ ЛЬ В ВАС, НАДЕЖДЫ ЛЬ ВЕСТЬ? ОТ ДНЕЙ ВОЙНЫ, ОТ ДНЕЙ СВОБОДЫ – КРОВАВЫЙ ОТСВЕТ В ЛИЦАХ ЕСТЬ.
Cлайд 26
В ТЕ ГОДЫ ДАЛЬНИЕ ,ГЛУХИЕ, В СЕРДЦАХ ЦАРИЛИ СОН И МГЛА: ПОБЕДОНОСЦЕВ НАД РОССИЕЙ ПРОСТЕР СОВИНЫЕ КРЫЛА. В ТЕ НЕЗАПАМЯТНЫЕ ГОДЫ БЫЛ ПЕТЕРБУРГ ЕЩЕ ГРОЗНЕЙ, ХОТЬ НЕ ТЯЖЕЛЕ, НЕ СЕРЕЙ ПОД КРЕПОСТЬЮ КАТИЛА ВОДЫ НЕОБОЗРИМАЯ НЕВА…