Цель: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной.
Cлайд 3
Анкетирование до изучения произведения на уроке - Какое впечатление произвело произведение, что в нём особенно запомнилось, почему? Какие проблемы в нём ставит автор? Какие проблемы, по-твоему, надо обсудить в классе? Возникли ли у тебя сокровенные мысли и хочешь ли ты поделиться ими с товарищами?
Cлайд 4
По какой проблеме, с чтением и анализом какой главы (эпизода) ты хотел бы выступить на уроке? Что ты оцениваешь иначе, чем автор, и почему? Какие трудности встретились при чтении? Какие страницы, эпизоды не осознал до конца? Какие вопросы возникли во время чтения? Какие высказывания автора или его героев привлекли твоё внимание?
Cлайд 5
…капитальная вещь, какой равных давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова», перечитываю его ещё раз. Но что приятнее ему будет – это то, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временной в настоящей публике. Л.Толстой
Cлайд 6
«Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару – и к ней: сижу в её комнате, иду в парк, забираюсь в уединённые аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда я уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию, или прямо в Париж...»
Cлайд 7
Такое необычайное письмо получил от Гончарова его друг Лоховский летом 1857 года из Мариенбада. Вы заинтригованы. Заинтригован был и Лоховский. А оказалось, что речь идёт о главной героине нового романа Ольге Ильинской. Это и был знаменитый «Обломов». Летом 1857 года в Мариенбаде Гончаров читал его И.С.Тургеневу и А.Фету. И грянул успех, который Л.Н.Толстой уверенно назовёт «капитальным».
Cлайд 8
Чем же интересен для нас образ главного героя романа? Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу»?; о том, в какой мере пагубно насилие над человеческой личностью (даже с установкой «во благо»). Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от неё, не съёживался от её прикосновений?
Cлайд 9
В чём залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова – это допустимый, возможный, законный её вариант? Роман не даёт прямых ответов на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой будит сознание, тревожит чувства. Можно вспомнить по этому поводу замечательную лермонтовскую фразу: «История души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…» Давайте пристально всмотримся, не отвлекаясь на событийный ряд, в Обломова, в Штольца,Ольгу, Захара, Пшеницыну.
Cлайд 10
Работа с текстом романа Расскажите, кто такой Илья Ильич Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия). (По 1 главе)
Cлайд 11
Расскажите о гостях Обломова: кто они, их занятия, отношения с Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (по 2-4 главам).
Cлайд 12
Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями – гостями? (по 2-4 главам).
Cлайд 13
Чем Обломов выше своих гостей! Почему писатель иронизирует над ним в этих сценках? (по 2-4 главам).
Cлайд 14
Кто такой Обломов? Его жизнь в Петербурге (5 глава) Образование Обломова. Его отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам. (6 глава)
Cлайд 15
Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара. Какова идейно-композиционная роль Захара в романе? (7-8, 10 главы)
Cлайд 16
Дома перечитать гл.9 романа «Обломов» 1. Описание Обломовки. 2. Семилетний Обломов в доме родителей. 3. Распорядок дня, отношение близких, восприятие окружающего мира; занятия родителей. 4. Начальное образование.
Cлайд 17
Рефлексия: Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем уроке для меня … Я был бы рад … Я все время злился (злилась), потому что …