Старик и море (1952)- одна из последних книг Э. Хемингуэя. С 1948 г. Х. жил в Финка-Вихия, близ Гаваны, и был постоянным гостем в ближайших рыбачьих посёлках. Х. вносит в повесть элементы морально-философского размышления на тему борьбы человека с судьбой. Судьба не благоволит старику Сантьяго, а он противится этому и выигрывает, но не побеждает судьбу, судьбу обыграть невозможно, равно, как и природу. Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но не победить.
Cлайд 3
Да наплевать мне на это везенье!.. Я тебе принесу удачу. Человек, борющийся с судьбой, не обращает внимания на свои неудачи. Старик понимает, что главное - это ни неудача, а фатальный выбор, который оттачивает силу воли и характер. Он сам не отступает, и учит мальчика также не отступать. Жизненная цель Сантьяго – борьба. Его принцип – дойти до конца. Повесть пронизана символами и образами, которые являются ключевыми, и представляют лейтмотив произведения. ВОДА РЫБА
Cлайд 4
одна из центральных стихий мироздания первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса агент, среда и принцип всеобщего зачатия и порождения эквивалент всех жизненных «соков» человека вода как первоначало вода для акта омовения исходная чистота человека
Cлайд 5
"Ну не чудо ли эта рыба, один Бог знает, сколько лет она прожила на свете. Никогда еще мне не попадалась такая сильная рыба. И подумать только, как странно она себя ведет. Может быть, потому не прыгает, что уж очень умна". В мифах о потопе Рыба выступает как спаситель жизни символ спокойной жизни у шумеров средство поддержания жизни – у японцев культ Рыбы в Закавказье - использование рыбы (например, форели) при лечении разных болезней эквивалент мира мёртвых, нижнего мира Греческое слово «рыба» = аббревиатура греческой формулы «Иисус Христос, божий сын, спаситель» Символ крещения, причастия Описание акул, пожирающих пойманную рыбу, трактуется как неумолимость и верховная мощь природы в повести.
Cлайд 6
Немаловажно, что, поймав рыбу, старик отрывает по кусочку от рыбы, чтобы очиститься, обрести форму, переродиться. Рыба – не пища, скорее, для него она - символ чистоты. По мере того, как от рыбы кровожадные акулы отрывают по кусочку, силы старика убавляется, иногда кажется, что акулы поедают старика, а не рыбу. То есть рыба и старик – одно целое и неделимое, братья близнецы, двойники, чувствующие на расстоянии друг друга. "Я с тобой не расстанусь, пока не умру", говорит ей старик.
Cлайд 7
Выводы Море – доказательство могущества человека над всем, но только не над природой. Рыба – плодородие, очищение от скверны, символ вечности, бессмертия, поэтому Сантьяго так и не сумел сохранить рыбу в сохранности, человеку не подвластно одержать победу над вечным. Старик в сражении выходит победителем – получая главное – торжество жизни, слёзы радости мальчика, встречающего старика. Скелет приобретает другой смысл – стержень, на котором фактически строится всё творчество писателя: представление о жизни, основы человеческой культуры, которые будут всегда торжествовать над смертью.