«Отражение культуры донского казачества в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Проект по литературе. Руководитель проекта Оганисян А. М.
Cлайд 2
Обоснование проекта. Идея данного проекта такова: создание иллюстрированного комментария к произведению М. А. Шолохова «Тихий Дон». Актуальность проблемы: в течение долгого времени после Октябрьской революции старались предать забвению культурное наследие казаков. В годы репрессий уничтожались их обычаи, реликвии и памятники. Современные школьники многое не знают о жизни своих предков. В настоящее время происходит возрождение казачества, что важно для сохранения преемственности традиций и укрепления нравственного сознания народа.
Cлайд 3
Организация проекта. 1. Создание проблемной ситуации. Наш Донской край – это казачий край. Население его имеет уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, с неповторимой материальной и духовной культурой. Невозможно гордиться своей родной землей, её прошлым и настоящим, не зная их. Прекрасным источником получения информации является роман М. А. Шолохова «Тихий Дон», в котором писатель выступил как историк казачьей жизни.
Cлайд 4
2. Формулирование общей цели проекта. Цель проекта: сопоставить содержание произведения М.А.Шолохова «Тихий Дон» и реально существовавший жизненно-бытовой уклад донских казаков в конце ХIХ – начале ХХ века и показать, что этот роман является энциклопедией казачьей жизни.
Cлайд 5
3. Мозговая атака или штурм Используется для оперативного поиска путей решения проблем. Начало атаки - ответ на пять вопросов: что? где? когда? кто? зачем?
Cлайд 6
3.Определение типа проекта. Единый межпредметный (литература, история, краеведение, информатика) проект, объединенный общим названием «Отражение культуры донского казачества в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон», состоит из индивидуальных исследовательских проектов, каждый из которых является мини-исследованием по проблеме-ответвлению. Сроки реализации проекта – два с половиной месяца (10 недель).
Cлайд 7
4. Разработка проектного задания. Выбор темы проекта. Определение основных направлений исследования. Выделение подтем в теме проекта Формирование творческих групп. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
Cлайд 8
5. Обозначение в общем виде источников информации. Источниками информации могут быть: литературоведческая и мемуарная проза, периодические издания разных десятилетий, правительственные постановления, справочная литература, фотодокументы, относящиеся к концу XIX- началу XX века, семейные альбомы фотографий, иллюстрации, интервью со знакомыми и родными, Интернет.
Cлайд 9
6. Указание методов обработки информации. При исследовании материалов от учащихся потребуется умение сопоставлять тексты произведения и источника информации, делать анализ, обобщение, аргументированные выводы, создавать комментарий к тексту.
Cлайд 10
7. Организация индивидуальной работы над исследовательскими проектами и самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
Cлайд 11
7.Понедельное планирование выполнения проекта. Сбор информации: посещение библиотек, музеев, архивов, поиск в Интернете, интервью с родными и знакомыми - 2 недели. Вторичное чтение произведения, сопоставление содержания с источниками информации, выделение из романа необходимого цитатного материала, подбор иллюстративного материала –фотодокументов, являющихся прямыми и точными иллюстрациями к роману- 3 недели. Анализ и обобщение полученной информации - 1 неделя. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных в творческих мастерских и в медиатеке - в течение всей работы над проектом.
Cлайд 12
Оформление результатов проектной деятельности: создание чернового варианта реферата с элементами проектной деятельности - 2 недели. Редактирование чернового варианта реферата с элементами проектной деятельности – 1 неделя. Создание презентации на основе реферата и подлинного изобразительного материала – 1 неделя. Защита реферата с элементами проектной деятельности, презентации – на экзамене. Самооценка – на экзамене. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов – на экзамене.
Cлайд 13
8. Внешняя оценка. Критерии внешней оценки проекта. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями. Коллективный характер принимаемых решений.
Cлайд 14
Характер общения и взаимопомощи участников проекта. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы. Эстетика оформления результатов проекта. Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Cлайд 15
9. Подведение итогов проектной деятельности. Результаты проектной деятельности были оформлены в виде рефератов, иллюстрированных фотодокументами, являющимися прямыми и точными иллюстрациями к роману, и презентаций на основе реферата и подлинного изобразительного материала, которые могут использоваться на уроках в качестве электронного приложения.
Cлайд 16
Учащиеся изучили характерные черты быта населения Дона, хозяйственной жизни, социальных отношений в конце XIX – начале XX вв,; познакомились с влиянием региональных верований на формирование сознания, культуры и традиций донского казачества и наиболее распространенными обычаями и обрядами на Дону.
Cлайд 17
В ходе работы над проектом одиннадцатиклассники показали свои умения в: анализе и интерпретации фрагментов произведения; создании и редактировании собственных текстов; самостоятельной и мотивированной организациисвою познавательной деятельности; сопоставлении информации, нахождении общего и различного; владении основными видами публичных выступлений; использовании компьютерных технологий для создания презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Cлайд 18
Пожелания коллегам. Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку, а если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. Б. Шоу