ДОДО ДОДО Умеешь ты сердца тревожить, Толпу очей остановить, Улыбкой гордой уничтожить, Улыбкой нежной оживить; Умеешь ты польстить случайно С холодной важностью лица И умника унизить тайно, Взяв пылко сторону глупца! Как в Талисмане стих небрежный, Как над пучиною мятежной Свободный парус челнока, Ты беззаботна и легка. Тебя не понял север хладный; В наш круг ты брошена судьбой, Как божество страны чужой, Как в день печали миг отрадный. (М.Ю.Лермонтов)
Cлайд 3
Родилась графиня Евдокия (Додо) Петровна Сушкова в 1811г. Родилась графиня Евдокия (Додо) Петровна Сушкова в 1811г. Владела 4 иностранными языками Несчастливый брак с графом А.Ф.Ростопчиным, сыном московского генерал-губернатора Многолетний роман с А.Н.Карамзиным (сыном историка), имела от него двух внебрачных дочерей В 1831г. опубликовала первое стихотворение – «Талисман» Выдающийся успех среди современников, лестные отзывы Пушкина, Лермонтова, Жуковского 1841 – выход первого сборника стихов (лирика любви неразделённой, но непременно изящной и светской) 1845 – баллада «Насильный брак» (аллегория об отношениях России и Польши), вызвавшая гнев императора Патриотические стихи в эпоху Крымской войны Комедии («Возвращение Чацкого в Москву», «Дом сумасшедших»), пьесы (на сценах столичных театров), проза («Очерки большого света», «Счастливая женщина»)
Cлайд 4
Талисман Талисман
Cлайд 5
Основан ею по приезду в столицу в 1836г. Основан ею по приезду в столицу в 1836г. Круг «литературных аристократов», в салоне постоянно бывали Пушкин, Лермонтов, Вяземский, Жуковский, Плетнев, Одоевский. Евдокия обладала магнетической женственностью и была «звездой» балов Изображена здесь на картине худ.Г.Кордика
Cлайд 6
ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙ ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙ Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены; Мы шли дорогою одною, Нас обманули те же сны. Но что ж! -- от цели благородной Оторван бурею страстей, Я позабыл в борьбе бесплодной Преданья юности моей. Предвидя вечную разлуку, Боюсь я сердцу волю дать; Боюсь предательскому звуку Мечту напрасную вверять... Так две волны несутся дружно Случайной, вольною четой В пустыне моря голубой: Их гонит вместе ветер южный; Но их разрознит где-нибудь Утеса каменная грудь.:. И, полны холодом привычным, Они несут брегам различным, Без сожаленья и любви, Свой ропот сладостный и томный, Свой бурный шум, свой блеск заемный И ласки вечные свои.
Cлайд 7
На рубеже 1840-1850-х гг. литературно-артистический салон графини был одним из ярких эпизодов в истории культурной Москвы На рубеже 1840-1850-х гг. литературно-артистический салон графини был одним из ярких эпизодов в истории культурной Москвы Основу кружка составляли Островский, Мей, Филиппов, Эдельсон, скульптор Рамазанов; артисты сцены: Щепкин и Самарин... Из петербургских писателей бывали Григорович, Тургенев, Майков... Частым гостем салона был художник Павел Андреевич Федотов, написавший портрет поэтессы в феврале — мае 1850 года в доме Ростопчиных (слева)
Cлайд 8
Революционные демократы Революционные демократы
Cлайд 9
В 1857 графиня тяжело заболела В 1857 графиня тяжело заболела В 1858 году с умирающей сорокашестилетней Ростопчиной в Москве познакомился путешествовавший по России Александр Дюма-отец. В своих путевых заметках он записал: «Она произвела на меня тягостное впечатление; на ее прекрасном лице уже отражался тот особый отпечаток, который смерть налагает на свои жертвы... Разговор с очаровательной больною был увлекателен... Графиня пишет как прозой, так и стихами не хуже наших самых прелестных женских гениев». Федор Иванович Тютчев писал в письме, что в тот вечер Дюма стоял перед «милейшей Додо» на коленях...
Cлайд 10
Cлайд 11
Если вычеркнуть из биографии Ростопчиной все то, что относится к литературной ее деятельности, получится описание самой обычной жизни барышни и дамы, жившей в первой половине минувшего столетия. Барышня, дама - вот образы, прежде всего встающие перед нами в биографии поэтессы, некогда Если вычеркнуть из биографии Ростопчиной все то, что относится к литературной ее деятельности, получится описание самой обычной жизни барышни и дамы, жившей в первой половине минувшего столетия. Барышня, дама - вот образы, прежде всего встающие перед нами в биографии поэтессы, некогда славной, ныне забытой. В стихах ее довольно найдется формальных промахов, плохих рифм, образов, устарелых даже в ее время. Ее поэзия не блистательна, не мудра и не глубока. Это не пышная ода, не задумчивая элегия. Это -- романс, таящий в себе особенное, ему одному свойственное очарование, которое столько же слагается из прекрасного, сколько из изысканно безвкусного. Красивость, слегка банальная, -- один из необходимых элементов романса. Пафос его не велик. Но тот, кто поет романс, влагает в его нехитрое содержание всю слегка обыденную драму души страдающей, хоть и простой. В наши дни, напряженные, нарочито сложные, духовно живущие не по средствам, есть особая радость в том, чтобы заглянуть в такую душу, полюбить ее чувства, простые и древние, как земля, которой вращенье, очарованье и власть вечно священны и вечно банальны. Ах, как стары и дряхлы те, кому кажутся устарелыми зеленые весны, щелк соловья и лунная ночь! Пускай же хоть иногда осеняют их легкими своими крыльями святая простота и родная сестра ее - святая банальность. 1908