История создания очерка “Леди Макбет Мценского уезда” (1865г.) стоит особняком в творчестве Н.С. Лескова. Автор искал в русской жизни противостояние злу, это позволяло надеяться, что в самых тяжелых испытаниях “устоит целая земля”. Вспоминая о своей работе над очерком, Н.С. Лесков писал: “Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов”.
Cлайд 3
На закате эпохи Возрождения стало очевидным, что свобода часто выступает как демоническая сила, а не как сила, которая ведет к гармонии. О названии очерка “Макбет” - самая мрачная трагедия В. Шекспира, повествующая о событиях, происходивших в Шотландии в XI веке: убийство царя Дункана и воцарение его убийцы Макбета, страшная и роковая роль в этом событии принадлежит леди Макбет. Фото Н. Лескова В. Шекспир
Cлайд 4
тема власти; тема денег; тема любви – страсти; тема преступления и наказания. Темы, поставленные в очерке:
Cлайд 5
Имя этой леди Макбет дано – Катерина Измайлова. Назначение женщины – нести свет, тепло, жизнь. Однако Н. Лесков подчеркивает противоестественность происходящего. Автор по-разному относится к героине. Мы можем увидеть его осуждение, жалость, сострадание. Катерина Измайлова Катерина в переводе с греческого- «чистая». Какие ассоциации возникают у нас с этим именем? Н. Андрейченко в роли Катерины
Cлайд 6
Привлекает в Катерине Измайловой преданность любимому человеку. Она готова за Сергея “в огонь, в воду, в темницу, на крест”, героиня свободолюбивая; ничего не боится, жизнерадостная, непосредственная, озорная, физически сильная. Но Н. Лесков видит, что героиня жестокая, хищная, в ней побеждают темные, демонические силы, скуден ее внутренний мир, преобладает в Катерине плотское начало, поражает её неверие в Бога, наглость. Катерина Измайлова Главное состояние души Катерины — это скука, душевная и духовная неразбуженность. Сергей увидел и понял это и ловко сыграл свою роль героя - любовника.
Cлайд 7
Cлайд 8
Екатерина Львовна вышла замуж явно не по любви. Шесть лет она томилась, а потом не без сопротивления отдалась видному работнику мужа Сергею. Екатерина отдалась страсти полностью. Сергей же воспринимал все намного проще, но тоже тяготился необходимостью прятаться и скрывать роман с «купчихой»...
Cлайд 9
Мужчины в жизни Катерины Можно ли назвать Сергея тонким режиссером Мценской трагедии? Муж намного старше Катерины, он постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в большом, но пустом доме. Сергей сразу теряет интерес к Катерине Львовне, как только она перестает быть богатой и влиятельной купчихой. Он увлечён другой женщиной, ухаживает за Сонеткой на глазах у Катерины и грубо смеётся над её любовью.
Cлайд 10
Страшным и немилосердным приговором прозвучали для Катерины Измайловой слова Сергея: “Я её, может быть, и никогда не любил, а теперь… да мне вот стоптанный Сонеткин башмак милее её рожи, кошки этакой оборванной…”
Cлайд 11
В очерке Н.С. Лескова две 2 развязки: разоблачение, суд, наказание героев; 2) трагическая развязка истории любви Катерины Измайловой. Развязки очерка Фото писателя
Cлайд 12
Два суда над Катериной показал писатель - земной и Божеский. Суд над героиней Уголовный суд героиня переносит равнодушно, после ареста она впадает в апатию, в ней погибло даже материнское начало. Катерина отказывается от ребенка. Внутренняя катастрофа происходит по пути на этап (измена Сергея, надругательство над любовью, история с Сонеткой). Последние сцены трагичны. Катерина вызывает у нас уже не ужас, а жалость. Теперь она сама жертва. Но проблески нравственного сознания проявляются (видение в волнах Волги). Страшно то торжество, с которым она бросается с Сонеткой в воду.
Cлайд 13
Зло порождает зло. Женщина и убийство, женщина и злодейство несовместимы. Это нравственный закон на все века. В. Шекспир писал в своей трагедии: Чуть жизни ты подашь пример кровавый, Она тебе такой же даст урок. Свобода, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность. Нравственные уроки Н. Лескова Фото Н. Лескова
Cлайд 14
Режиссер: Роман Балаян, актёры: Наталья Андрейченко, Александр Абдулов. «Леди Макбет Мценского уезда» (СССР- Швейцария)
Cлайд 15
Катюша Измайлова Роль Катерины сыграла Наталья Андрейченко
Cлайд 16
Cлайд 17
В 1936 году Д. Шостакович написал оперу «Леди Макбет», которая до сих пор ставится на сценах лучших театров нашей страны. Татьяна Анисимова в роли Катерины
Cлайд 18
В конце жизни Д. Шостакович просил больше никогда не исполнять его оперу «Леди Макбет», которую написал 25-летним мальчишкой а «единственно верной» считать вторую редакцию (1956 г.) под названием «Катерина Измайлова». Однако сегодня большинство театров предпочитает именно первую редакцию.
Cлайд 19
Латвийская Национальная опера
Cлайд 20
Современная опера в Израиле. Постановка оперы Д. Шостаковича «Катерина Измайлова»
Cлайд 21
Московский Большой театр
Cлайд 22
Катерина Кабанова совершает преступление: она изменяет мужу, который ее любит всей душой, изменяет с человеком, который её не стоит. И она наказана - она наказывает себя сама, простившись с жизнью. Преступления, совершённые Катериной Измайловой, более ужасны: измена, убийства. Но она также наказана: она потеряла все. Потеряно и богатство, и семья, она публично избита плетьми, сослана на каторгу, в итоге она брошена возлюбленным, унижена любимым человеком ради другой женщины. Но уходит из жизни она, не раскаявшись, не повинившись. Она умирает так же, как и жила: совершает двойное преступление - убийство и самоубийство. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова Что общего в судьбах героинь? Чем различаются характеры Катерин?
Cлайд 23
Можно ли оправдать преступление во имя любви?
Cлайд 24
Cлайд 25
Cлайд 26
Здание мужской гимназии. С 1841 по 1846 год здесь учился Н.С. Лесков