Цель: дать представление о тенденциях русской литературы конца 19 начала 20 века, Дать толкование понятий «серебряный век», « модернизм», « декаданс». *
Cлайд 2
Великие гуманисты 19 века – Пушкин, Достоевский – дорожили Россией, исповедовали идеи соборности, согласия, гармонии всех классов и сословий, национальной целостности. *
Cлайд 3
Куприн, Бунин, Короленко, Шмелев продолжали традиции Пушкина и Достоевского, привнося в литературу свою эстетическую новизну и уникальность. Воспитанные на духовной христианской культуре, они стали свидетелями внедрения в сознание русского общества различных философских идей и направлений, как русских, так и заимствованных. *
Cлайд 4
Серебряный век — период в истории русской культуры , хронологически связываемый с началом 20 века, совпавший с эпохой модернизма. Выражение было впервые употреблено в 1929 году Николаем Оцупом , русским поэтом и переводчиком , известным также успешной организаторской и издательской деятельностью в России и в эмиграции. *
Cлайд 5
* Серебряный век Первоначально определение «серебряный век» характеризовало вершинные явления поэтической культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся поэтов. Определение « серебряный век» относится и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия « культура рубежа веков».
Cлайд 6
* Серебряный век Новокрестьянская поэзия Футуризм Акмеизм Символизм
Cлайд 7
* Направления в литературе на рубеже веков Неореализм Пролетарская поэзия Модернистские течения Авторские раздумья о судьбах человека и мира предполагали сотворчество с читателями, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии. В связи с развитием марксизма в России возникло направление в литературе, связанные с конкретными задачами социальной борьбы. Модернизм ( от фр. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и в искусстве по сравнению с искусством прошлого. Его цель : создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
Cлайд 8
* Пролетарские поэты - своими произведениями привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения, - их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, способствовать идеологической подготовке к классовым боям.
Cлайд 9
* Течения модернизма символизм акмеизм футуризм
Cлайд 10
* Я ненавижу человечество, Я от него бегу спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа.
Cлайд 11
* В статье « Партийная организация и партийная литература» ( 1905 г.) Ленин вводит принцип « партийной литературы» в противовес « литературному индивидуализму» : « литература не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела». Литература должна была стать, по словам Ленина, придатком политики, орудием борьбы, «управляемым винтиком одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса»
Cлайд 12
* О свободе творчества Ленин высказался так: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная ( или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».
Cлайд 13
* Брюсов писал : « … поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, - вы враги прогресса. Вы наши враги». Д.Философов увидел в статье Ленина «насилие над идеями, гнет над человеческой мыслью», «непоправимое умаление человеческой личности»
Cлайд 14
*
Cлайд 15
* - все герои ищут духовную гармонию, но никак не могут ее найти, - жизнь по какому-либо идеологическому шаблону, миропонимание, основанное на фиксированной системе ценностей, осмысливаются как пошлость, - отсутствие острых сюжетов, - героев на главных и второстепенных разделить можно весьма условно, - субъективная рефлексия ( самоанализ, размышления героев, осмысление ими своих поступков), - тонкая лирическая ирония.
Cлайд 16
* Летопись народного разорения ( Короленко, Бунин, Лесков, Чехов) Политическая повесть ( Вересаев) Социалистический реализм ( Куприн, Мамин-Сибиряк, Серафимович) Изображение русского быта ( Бунин, Андреев, Куприн, Сологуб, Гиляровский) Отражение событий русской революции 1905-07 года ( Ремизов, Сергеев-Ценский, Зайцев) Реалистическая проза ( Шишков, Горький, Пришвин, Шмелев, Зайцев)