«Любить, мечтать и верить…» Урок по повести А. Грина « Алые паруса».
Cлайд 2
Цели урока: 1. Познакомить с удивительным миром и героями произведений Грина. 2.Учить давать сравнительную характеристику героев. 3. Попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное на земле зависит от нас.
Cлайд 3
Выверен старый компас, получены карты в сроки, Выштопан на штормовке лавины предательский след. Счастлив, кому знакомо щемящее чувство дороги, Где ветер рвёт горизонты и раздувает рассвет.
Cлайд 4
«Любить, мечтать и верить…»
Cлайд 5
…поэма, утверждаю- щая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни… и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать чудеса. К. Паустовский.
Cлайд 6
Романтика- поиск трудностей, борьбы, прекрасного в жизни.
Cлайд 7
Cлайд 8
А. Грин.
Cлайд 9
Сравнительная характеристика. В какой семье родилась Ассоль? Как проходило её детство?
Cлайд 10
В какой обстановке воспитывался Грэй?
Cлайд 11
И все же в бедности Ассоль и роскоши Грэя было очень много общего. Их семьи держались обособленно. Почему родители Грэя жили одиноко?
Cлайд 12
Почему жили одиноко Ассоль и Лонгрен? За что люди невзлюбили Лонгрена: за его поступок или за его поведение?
Cлайд 13
Как нелюбовь к отцу отразилась на дочери?
Cлайд 14
Что было предсказано Ассоль? Как стали относиться к ней в Каперне после этого?
Cлайд 15
А какая она – Ассоль? Есть ли описание внешности в тексте? Ассоль
Cлайд 16
Девочка росла одиноко потому, что «дети Каперны вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания». Почему рос одиноко Грэй?
Cлайд 17
Верно ли то, что это рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы?
Cлайд 18
Кроме умения тонко чувствовать красоту природы, что ещё роднило Грэя с Ассоль?
Cлайд 19
Встреча Ассоль с Грэем.
Cлайд 20
Как вы думаете, это сказка или нет? Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.
Cлайд 21
Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах?
Cлайд 22
Тема «Алых парусов» отчётливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное, нужное слово».
Cлайд 23
Найдите эпизоды, когда в Грэе впервые проявилось понимание чужой боли, сострадание к человеку.
Cлайд 24
Вывод Как не мог Грэй допустить крови на картине, так не мог он оставить мечту Ассоль неосуществлённой, и в Каперне появились алые паруса. Одним из главных конфликтов гриновского произведения стал конфликт между романтической мечтой и «здравым смыслом». Паруса « пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия…» Заканчивается повесть словом «счастье». Это то самое счастье, которое человек способен построить сам. Вот почему эпиграфом к уроку являются слова К. Паустовского.
Cлайд 25
Cлайд 26
Алые паруса в солнечных бликах, сверкающие на фоне синего моря и голубого неба,- трудно найти другой образ, который бы производил такое неизгладимое зрительное впечатление. Алые паруса стали символом всего романтического и чудесного на земле. Вот почему, по словам Риммы Казаковой, мы Мчимся, ломая тучи, за парусами алыми…