В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит спор с Писемским, высказывая свой взгляд на литературу: По-вашему, небось, все надо хороших писать, — [якобы говорит Писемский], — а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.Это у вас болезнь зрения.Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.
Cлайд 3
Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, — думал я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Cлайд 4
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трех праведных, — без которых нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, — все отвечали мне, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, — или неправедны, — все это надо собрать и потом разобрать, что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому «свято господу».
Cлайд 5
“Найти хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых “несть граду стояния”. Н.С.Лесков
Cлайд 6
В.М.Васнецов «Богатыри»
Cлайд 7
И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1880-1891
Cлайд 8
Из дневника жены Л.Н.Толстого Софьи Андреевны от 14 февраля 1870 года: “Сказки и былины приводили его (Л.Н.Толстого) в восторг. Сказки и типы, как например, Илья Муромец, Алеша Попович и другие, наводили на мысль написать роман и взять характеры русских богатырей для этого романа. Особенно ему нравился Илья Муромец”. Несколько месяцев спустя Софья Андреевна записывает: “Была мысль написать о путешествующем по России человеке”.
Cлайд 9
Л.Н.Толстой этот замысел не осуществил, а повесть о странствующем мужике, напоминающем Илью Муромца, написал в 1873 году Н.С.Лесков. “Очарованный странник” – это повесть, вошедшая в цикл рассказов Н.Лескова о русских праведниках. В предисловии к этому циклу он писал, объясняя свой замысел: “Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью…и пошел я искать праведных…, но куда я ни обращался, кого не спрашивал – все отвечали, …что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это записывать”.
Cлайд 10
…Всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя. Н.Лесков “Так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель”, т.е. кто он, очарованный странник?
Cлайд 11
«…Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых „падений“, вечное оплакивание подлинными и удостоверенными „праведниками“ „грехов своих“ — не есть только присказка и не есть уничижение „паче гордости“, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, „братскому“ в грехе». В.Розанов (русский философ)
Cлайд 12
Ключевые эпизоды жизни Ивана Флягина: Крепостной форейтор. Побег. В разбойниках и «няньках». Поединок. Плен. Возвращение на родину. Конэсер. Любовь. Под чужим именем. Монастырь. Прозрение.
Cлайд 13
Образ Ивана Флягина
Cлайд 14
Cлайд 15
Cлайд 16
Cлайд 17
Cлайд 18
Образ Ивана Флягина Характерные черты: Бездумность Слепой азарт Сила молодости Смелость Наивность Смекалка Доброта Любовь живучесть Духовный рост Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит) Пробуждение духа Осознание грехов Проповедь Николая Чудотворца и Христа Борение плоти и духа праведность
Cлайд 19
Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе?
Cлайд 20
Сама речь героя в его рассказе становится в лесковском сказе выражением еще одного его очарования — восторга перед красотой языка и его богатством. А все это вместе объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони — все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины — родной народ. И все это — достойно очарования. Вот отчего Флягину, богатырю и очарованному страннику, за них «очень помереть хочется».