«Диалектика души» по-шолоховски: образ Григория Мелехова Презентация реферата по литературе Выполнила: ученица 11 класса : Емельянова Юлия Витальевна Руководитель: учитель русского языка и литературы Салеева Оксана Валерьевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 51» Хабаровск 2012
Cлайд 2
Оглавление Введение Глава 1. Общий взгляд на особенности творческой манеры Шолохова 1.1. Чувство истории 1.2. Своеобразие произведения Глава 2. Образ Григория Мелехова в романе Шолохова «Тихий Дон» 2.1. Историзм образа 2.2. «На грани в борьбе двух начал» 2.2.1. Мирное время 2.2.2. На войне 2.2.3. В революции 2.2.4. Образ дома и семьи Глава 3. Судьбы людские, судьба народная 3.1. Человек, история и народ 3.2. Собственный взгляд Заключение Библиография
Cлайд 3
Введение Данная работа посвящена исследованию проблемы взаимоотношения человека и общества, а именно развития нравственной сущности человека в рамках социально-исторических событий. Актуальность обусловлена неиссякающим интересом к личности человека на всех этапах его развития, его духовному миру, а так же попыткой разобраться, «разгадать тайну», которая «есть человек». Ведь развитие цивилизации происходит не только в производственно-информационном направлении, но и в плоскости изменения человеческого сознания, когда ход истории и развитие общества воздействует на человека, а человек на ход истории. В каком направлении развивается сознание современного человека, влияет ли в корне человек на развитие сегодняшнего общества? Мы полагаем, что этот вопрос в рамках нашего времени особенно актуален. Предметом исследования является роман-эпопея М.А.Шолохова «Тихий Дон», объектом - «диалектика души» Григория Мелехова. Гипотеза. Мы полагаем, что Шолохов шел своим путем познания человеческой сущности, несмотря на то, что он опирался на опыт и концепции своих предшественников.
Cлайд 4
Цели работы: определить особенности шолоховского понимания человеческого сознания в переломные социально-исторические моменты и выявить главные черты его «диалектики души», для решения которых выдвигаются следующие задачи: 1) исследовать особенности творческой манеры Шолохова; 2) рассмотреть образ Григория Мелехова (как основного) с точки зрения историзма, а также в рамках сюжетной линии романа: в мирное время, на войне, в революции, в семье; 3) выявить фундаментальные основы шолоховского понимания «диалектики души» человека, взаимоотношений личности и народа, человека и истории; 4) показать специфику влияния бурных социальных процессов на человеческое и общенародное сознание в XIX и XX веках; 5) провести собственное социологическое исследование в рамках исследуемой проблемы и сделать выводы и прогнозы на основе полученных данных: как изменилось сознание человека при переходе в XXI век, что ожидает нынешнюю социальную и историческую действительность, основанную на сегодняшнем народно-общественном потенциале? Методы исследования: поисковый метод, философский, включающий в себя аналитический, герменевтический и диалектический методы. Структура. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, включающей 11 наименований.
Cлайд 5
Глава 1. Общий взгляд на особенности творческой манеры М.А.Шолохова 1.1. Чувство истории «Отсюда не надо ездить в творческие командировки! Лучше работается, когда живешь вблизи материала, по соседству с героями, часто встречаешься с ними, наблюдаешь их неустанно».(6,25) («Известия», 1935, 10 марта) В романе Шолохова "Тихий Дон" "история выступает как активный элемент содержания, как движущая сила сюжета; в ней герои находят стимулы своих действий, источники мыслей и чувств. «Точное определение места действия во времени и пространстве, тщательное, с тяготением к документальной точности, изображение бытовых и конкретно-исторических фактов, получающих образное воплощение, - все это определяет историзм повествования, а движение истории – динамику развития сюжета». Немаловажным фактором предельной точности и историзма романа является огромнейшая исследовательская работа Шолохова. Историзм произведения также обуславливает тот факт, что «Тихий Дон» был написан сразу же после окончания драматичных событий, по «горячим следам» русской истории. Именно «глубинное постижение народной жизни на ее великом переломе позволило Шолохову преодолеть трудности совмещения большого фактического, документального материала, хроникально исторических картин и развертывающихся судеб героев.
Cлайд 6
1.2. Своеобразие произведения Герои: простые, зачастую малообразованные люди, из народа, труд – их призвание. Одним из основных мотивов, аргументирующих поведение героя, становится отношение к земле. Народ: «Исторические события писатель дает через восприятие лиц разной социальной принадлежности . Но прежде всего он дорожит мнением народным, критерии оценки ищет в суждении людей труда, втянутых в историческое действие. По изменениям в их судьбе и настроениях он и судит о событиях, о характере процессов общественной жизни». Композиция: Принцип двуплановости и принцип чередования событий в их причинной и следственной связи, движении и развитии. Шолохов чередует описание быта народа, его трудовой жизни с показом фронтов мировой войны, общественно-политических событий в стране, в которых участвуют его герои. Характеры: Писатель стремится прежде всего распознать его человеческую сущность, выведать о тех моральных «потенциях», которые коренятся в характере и проявление которых нередко приобретает противоречивые формы». Шолохов внес в жанр романа-эпопеи огромный вклад, обогатил его различными приемами, методами изображения и повествования. Необходимо сделать вывод, что "Тихий Дон» - уникальное по своей сути и структуре произведение, оно как произведение эпическое по жанру и трагическое по и своему пафосу несет на себе печать тридцатых годов XX века.
Cлайд 7
Глава 2. Образ Григория Мелехова в романе Шолохова М.А. «Тихий Дон» 2.1. Историзм Григория Мелехова Прототип – казак Харлампий Ермаков, его «военная биография» хорошо была известна писателю, и основные ее вехи использованы писателем в биографии центрального героя романа». Но «прототип Григория Мелехова Харлампий Ермаков, по словам хорошо знавших его людей, был лишен того, что "Шолохов вдохнул в душу Григория, - страсти, обаяния, мучительного искания правды "». «Григорий же - весь в искренних, мучительных для него исканиях». Григорий Мелехов – «вымышленное лицо, плод художественной фантазии писателя, создавшего образ громадного художественного обобщения». И «историзм созданного Шолоховым характера совсем не в том, что его биография повторяет отдельные моменты биографии реального лица, а, прежде всего в том, что, опираясь на эти реалии судьбы одного человека и воплощая их в характере героя эпического повествования, Шолохов раскрывал судьбу Григория Мелехова как типическую судьбу народного героя. Ведь «герой эпического, исторического повествования всегда выразитель народной судьбы, истинно народных исканий и устремлений».
Cлайд 8
2.2. «На грани в борьбе двух начал» Герои Шолохова – дети своего времени. Исторически осязаемое время опаляет каждого изображаемого в романе человека, с ним связано осознание себя как личности, поведение героев и их отношение к жизни. Рисуя хутор Татарский, Шолохов по существу обнажает социальный разрез современного общества с его экономическим неравенством и классовыми противоречиями начала XX века. Что же происходит с человеком во время исторического и социального слома? Что происходит с людьми? Как у одних вдруг поднимается ощущение дома, чести и они идут и жертвуют своей жизнью за свои идеалы, а другие считают, что возможно грабить, убивать, насиловать – революция, война, бунт все спишут?.. На эти и другие вопросы Шолохов отвечает нам посредством образа Григория Мелехова, образа, вызвавшего раздумья над человеческой судьбой. Как нам понимать Мелехова? Отчего он так неустойчив и что поучительного в горьких уроках его судьбы? Почему основным героем стал именно он, а не кто-то другой с более ясным пониманием событий, определенностью взглядов?...
Cлайд 9
2.2.1. Мирное время
Cлайд 10
Григорию Мелехову исполнилось всего лишь 18 лет, когда впервые мы встречаемся с ним на первых страницах романа. Внешность: «Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Уже портретная характеристика, соотнесенная с только что поведанной историей его деда Прокофия, создает впечатление о человеке ярком, по-юношески порывистом и неукротимом. Основные черты характера: Диковатый, «взгальный», «истованный черкесюка», он в то же время человечен и прост, чуток и наблюдателен, ради своей цели идет напролом. Всем существом своим сопротивляется он лжи, насилию. В нем с детства воспитаны человечность, любовь к земле, природе, животному миру. В характере у Григория как раз много черт, которые незаменимы в ратном походе: неподдельное бесстрашие, товарищество, презрение к опасностям и превратностям судьбы. Из этих черт да еще из трудолюбия и складывается тот душевный дар, которым наделен Григорий, - его человечность. В целом в первых частях «Т.Д.» дается как бы экспозиция образа, прочерчиваются контуры характера, намечаются те природные основы, которым еще предстоит развиться, обрести более четкие формы. Писатель зорко следит, чтобы нравственный потенциал характера, его сокровенная сущность постоянно напоминали о себе, просвечивая сквозь грубоватую непосредственность простого человека.
Cлайд 11
2.2.2. На войне Война, как социальное явление, всегда опустошает, угнетает человека изнутри, ломает его. Это происходит и с главным героем романа. На войну Григорий пришел чутким, открытым, веселым, но война вытащила из него всю яркость, всю эту незыблемость человеческого счастья, которая держит человека, служит его каркасом. Григорий видит смерть, Григорий сам становится носителем смерти. Григорий вступает на путь нравственного распутья и забытья. Война стала отправной точкой всех метаний и поисков его. Далее его ждала еще более тяжелая и крутая дорога – революция.
Cлайд 12
2.2.3. В революции
Cлайд 13
История человека, разбуженного революцией к активной исторической деятельности, входит в произведение как его сюжетный лейтмотив. Григорий проходит путь сложный, извилистый, то и дело спотыкается о камни, которые разбрасывает революция на пути своего развития, Григорий находится в постоянном поиске истины, в поиске «золотой середины», существование которой было невозможно. Но все-таки кто же он, главный герой: «жертва заблуждений, испытавший всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?» Мелехов – не одиночка, не отщепенец, как его иногда преподносят. Его отличают высокие человеческие качества народного характера, несокрушимого жизнелюбия и счастливой способности восприятия прекрасного на земле. Какие бы испытания не переносил Мелехов, он всегда оставался человеком. И это главное, чем он дорог читателю. И необходимо, важно учесть, что в ответственную минуту, когда возникает возможность выбора, Григорий, как правило, подчиняется побуждениям, идущим от народных, трудовых основ его характера. Это придает его образу, при всей его сложности и противоречивости, цельность и законченность.
Cлайд 14
2.2.4. Образ дома и семьи «Дом человеческий, очаг семьи является святыней, самым природным во всей человеческой жизни. Без дома человек – перекати-поле, обсевок, пустышка, не имеющая корней».
Cлайд 15
«Все движение героя в чрезвычайно сложном пространстве романа, между «домом» и «войной» - это путь хождения по мукам с открытым всему, «разворошенном» сердцем. Мир дробится, герой ищет цельности». Именно к родной земле, неожиданным воспоминаниям из детства, к родным постоянно обращается Григорий, «беседуя» с собой, находясь вдали от дома. Изображая Мелеховых, писатель стремится исследовать нравственно-психологические возможности, которые делали реальной перспективу их деятельной жизни в условиях революционной действительности. Григорий испытывается не только историческими событиями, но и испытывается силой коренных устоев, семейных - незыблемых в семье Мелеховых; он испытывается пленительными образами Натальи и Аксиньи, которые представляют собой третье «начало» противоборства человеческих чувств; Григорий проверяется временем на незыблемость гуманистических начал. Писатель пытается донести до читателя те вечные ценности, которые должны всегда оставаться в душе человека, несмотря на всю горечь окружающего, на все испытания, которые преподносит нам жизни.
Cлайд 16
Глава 3. Судьбы людские, судьба народная 3.1. Человек, история и народ Рассмотрев образ Григория, как центрального героя эпического повествования, необходимо сделать вывод, что проблема «человек и история» ставится в «Тихом Доне» как проблема ответственности личности перед историей и истории перед личностью. Важнейшим и даже определяющим сюжетным мотивом становится не борьба на той или другой стороне, а поиски своего места в жизни, до основания потрясенной революционным взрывом. Эти искания захватили широкие массы, определяли судьбы отдельных людей. И народ в "Тихом Доне" - не объект стороннего наблюдения, а субъект бытия, и авторская точка зрения совпадает с народной, ибо события изображаются "изнутри" происходящего. В этом новизна реализма Шолохова. «Шолохов в романе исследует две стороны народного сознания, которые проявились в годы революции: с одной стороны – прозрение, стремление к миру, борьбе с интервентами и контрреволюцией; с другой стороны – тяжкие заблуждения, когда люди вставали на ложный путь, поднимали оружие на братьев, объятые страстью мщения. Многие действовали вслепую, стихийно. И писатель этого не оправдывает». Шолохов противопоставил преступлениям перед народом красоту человеческих чувств, счастье земного бытия, гуманизм, победное шествие нарождающейся жизни. И каждому человеку есть о чем вспомнить, что почерпнуть, всмотревшись в это полотно. В том числе и человеку самого молодого поколения, которое еще только вступает в жизнь.
Cлайд 17
3.2. Cобственный взгляд Революция столкнула старое и новое, она выявила и обнажила страшную сущность человека, в которой произошла переоценка ценности человеческой жизни, когда брат пошел на брата. М.А.Шолохов в "Тихом Доне" попытался отстоять приоритет человеческой жизни, истинных ценностей, противопоставленных общественной идее. Проблемы, поднятые Шолоховым, заставили задуматься о нынешнем времени, о сегодняшней жизни и о том, что происходит в сознании человека XXI века. При переходе в XXI век произошла очередная перестройка общественного сознания, поменялись политические и социальные приоритеты. Человеческое сознание и приоритеты сегодня - какие они? Что ждет Россию в будущем? В целом мы пришли к выводу, что молодое поколение стремится проявить свою активную гражданскую позицию, интересуется, старается в вникнуть в смысл происходящего, а не отрицает происходящие периодические изменения в стране. Нам кажется, что история познается только в индивиде, так как человек — историческое существо, он не живет в истории, он сам история, «человек познает себя только в истории». И глубина этого познания должна не только не уменьшаться, она должна расширяться и увеличиваться. История для нас должна быть историей предостережения от будущих ошибок. И не смотря на то, что данная позиция для классики является вечной, она действительно звучит очень современно.
Cлайд 18
Заключение Этот мир революции – это искушение, которому поддались многие, это страшная вещь, когда собственные святыни оказались ненужными, когда человека захватила неведомая сила и вымыла почву из под ног, вынула стержень религиозности и самоценности жизни, и человеку стало не за что держаться в этом огромном мире. Колесо истории многих размолотило, кого-то сделало сильнее, а кого-то вынесло в вечность. «Отражая в художественных образах исторические события революционной действительности, узловые моменты эпохи, определявшие судьбы народов, писатель утвердил в романе неумолимое торжество нового, гибель всего, что мешает его победному движению. Эпос истории и трагедия героя органически слились в характере центрального героя, познавшего всю сложность социальных столкновений эпохи. Они прошли через его сердце, не утратившее, при всех горьких заблуждениях». Главный герой романа - воплощение высшей правды контроля самой жизни над безумствами, горечи и тревоги по поводу управления человеческой жизни. Здесь вопрос об истории переформулируется в вопрос о понимании жизни. И мы думаем, что данное произведение особенно актуально, так как современное понимание духовности, интеллектуализма включает такой аспект как сбережение жизни на земле, народосбережение. Однажды Шолохов сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив». И ему это действительно удалось…