Словарная работа Трагедия 2) потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье. Пафос – воодушевление, подъём, энтузиазм. Композиция- построение. Рефрен- стих или строфа, припев, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении, песне.
Cлайд 4
Поэма «Анна Снегина», которая заканчивается грустно, но романтически светло, относится к январю 1925 года. А в ноябре того же года написана задуманная ещё в 1923 году последняя поэма Есенина, «Чёрный человек». Само название настраивает на трагический лад. Тема утраченной молодости, несбывшихся, погибших надежд очевидна и в лирике: «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921); «Да! Теперь решено. Без возврата…» (1922), «Цветы мне говорят – прощай…» (1925). Прочитаем некоторые из них на ваш выбор.
Cлайд 5
1925 год отмечен для Есенина особенно тягостными предчувствиями, разочарованиями, крушением надежд и по отношению к России (в «Анне Снегиной» - о российской трагедии, о разоре и погибели крестьянского мира), и по отношению к собственной судьбе: Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И берёзы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? Из этих настроений и родился «Чёрный человек», трагический феномен раздвоенного сознания, «двойник-самозванец».
Cлайд 6
Как бы определили жанр поэмы, её композицию? Чтение поэмы. Поэма начинается с обращения. Зачитайте. Друг мой, друг мой,…
Cлайд 7
Эти же строки повторяются и в середине поэмы, деля её пополам. Поэма построена как диалог «чёрного человека» с лирическим героем. Как оказывается, это беспощадный разговор с самим собой, откровенный до «блевотины», исповедь перед самим собой, после которой жить уже невозможно.
Cлайд 8
Как создаётся трагический пафос поэмы?
Cлайд 9
Трагизм нарастает постепенно. В начале поэмы возникает образ, обычно вызывающий усмешку: Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь. Быстро становится понятно, что так передаётся алкогольный бред, и становится уже не до смеха. Сколько раз в 1-ой части появляется рефрен: «Чёрный человек», закрепляя навязчивое видение в сознании читателя?
Cлайд 10
С какой целью «прескверный гость» посетил поэта?
Cлайд 11
Он явился прочитать «мерзкую книгу» его постыдных деяний, отнять у него малейшую надежду на спасение. Незваный пришелец выворачивает перед грешником всю демоническую, им же вдохновлённую, сторону его жизни. Кроме неё ничего не осталось. Страшно и то, что «прохвост и забулдыга» имел в книге своей жизни «много прекраснейших мыслей и планов», неосуществлённых и неосуществимых, конечно, «в стране/ Cамых отвратительных/ Громил и шарлатанов». Это о России, о родной стране?
Cлайд 12
Слова какой лексики преобладают в поэме?
Cлайд 13
«Тёмная» лексика: «мерзкий», «гнусавый», «прохвост», «забулдыга», «тоска», «тоска» и др. – оттеняется немногими «светлыми словами»: «прекраснейший», «чистый», «весёлый», «изящный», «милая», «счастье», «улыбчивый». «Цветная» поэзия Есенина здесь оставляет почти один чёрный цвет. Герой ещё пытается сопротивляться : «Чёрный человек! Ты не смеешь этого!»
Cлайд 14
Вторая часть начинается как будто бы мирно. Зачитайте начало 2 части. Какое видение появляется в следующей строфе? Есть ли отличия в описании «чёрного человека» в первой и второй частях поэмы?
Cлайд 15
Выносить издевательства уже невозможно. Брошенная в «черного человека» трость приносит герою не освобождение, а лишь опустошение: зеркало разбито, «чёрный человек» оказался вторым «Я» героя. Рассвет, обычно символизирующий начало, обновление, сопровождается безысходным: «… Месяц умер». Начало и конец последней строфы отмечены многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через полтора месяца.
Cлайд 16
Дома Выразительное чтение наизусть стихотворения о родине Анализ (по схеме) этого же стихотворения.