Клинковская М.В., учитель информатики МОУ гимназии №7 г.Балтийска
Cлайд 2
-- любой образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя», «представителя» (Большой энциклопедический словарь) -- это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей СОЗДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОТРАЖАЕТ СУЩЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА, ЯВЛЕНИЯ ИЛИ ПРОЦЕССА
Cлайд 3
Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной, и т. д.) постоянно создает и использует модели окружающего мира:
Cлайд 4
В ПРОЕКТИРОВАНИИ: В РАЗВИТИИ НАУКИ: ТЕОРИИ ГИПОТЕЗЫ ЗАКОНЫ ТЕОРЕТИ-ЧЕСКИЕ МОДЕЛИ - МАКЕТЫ ЗДАНИЙ - СХЕМЫ ЭЛ. ЦЕПЕЙ - ЧЕРТЕЖИ ДЕТАЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: Айвазовский «Девятый вал» Н.Коперник и изображение гелиоцентрической системы Коперника
Cлайд 5
Для описания и исследования одного и того же объекта может использоваться несколько моделей КОНТУРНАЯ КАРТА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГЛОБУС И КАРТЫ РАЗЛИЧНОГО ВИДА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
Cлайд 6
Для описания и исследования разных объектов может использоваться одна и та же модель --ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ, -- ДВИЖЕНИЕ МЯЧА В ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ, -- ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПЛАНЕТ В ЭТИХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОДНУ И ТУ ЖЕ МОДЕЛЬ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ (ЗДЕСЬ РАЗМЕРАМИ ОБЪЕКТОВ МОЖНО ПРЕНЕБРЕЧЬ, Т.К. САМИ ОБЪЕКТЫ ГОРАЗДО МЕНЬШЕ, ЧЕМ ИХ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ)
Cлайд 7
Cлайд 8
DIM A(5) FOR I= 1 TO 5 INPUT A(I) NEXT I S=0 FOR I=1 TO 5 S=S+A(I) NEXT I PRINT S В БИОЛОГИИ: ВЕСЬ ЖИВОТНЫЙ МИР РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ТИП, КЛАСС, ОТРЯД, СЕМЕЙСТВО, РОД, ВИД)
Cлайд 9
Формализация – процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков Формальные языки: системы специализированных языковых средств или их символов с точными правилами сочетаемости МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК АЛГЕБРАИЧЕСКИХ ФОРМУЛ F = ma ЯЗЫК ХИМИЧЕСКИХ ФОРМУЛ H 2 O НОТНАЯ ГРАМОТА
Cлайд 10
В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПОСТОЯННО ИСПОЛЬЗУЕТ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЮ. При изучении нового объекта сначала обычно строится его описательная информационная модель на естественном языке, затем она формализуется, т.е. выражается с использованием формальных языков. В процессе исследования формальных моделей часто производится их визуализация. Для визуализации алгоритмов используются блок-схемы Для визуализации пространственных отношений между объектами -- чертежи При создании моделей электрических цепей используют электрические схемы
Cлайд 11
Как вы понимаете значение слова «модель»? Приведите примеры моделирования в различных областях деятельности. На какие два класса можно разделить все информационные модели? Приведите примеры материальных моделей. Приведите примеры различных форм информационных моделей. Что представляет собой формализация информационной модели? Приведите примеры описательных информационных моделей. Приведите примеры формализованных информационных моделей.
Cлайд 12
Литература: Н. Угринович «Информатика. Базовый курс – 9» С.Бешенков, Е.Ракитина «Информатика. Систематический курс – 10» Н.В. Макарова «Информатика 7 –9»