Сравните рисунки 97 и 98, представьте себе, что предметы в комнате «навели порядок» самостоятельно, без участия человека. Перечислите действия объектов в том порядке, в котором, по вашему мнению, происходила такая «уборка» а) кукла ложится в ящик, б) мяч ложится в ящик, в) машинка ложится в ящик, г) шкаф задвигает ящик, д) шкаф закрывает дверцу, е) стол задвигает ящик, ж) диван собирается, з) кресло собирается. Рис.97 Рис.98 В каждом пункте действует конкретный объект.
Cлайд 2
Метод Сообщение Давайте подумаем
Cлайд 3
Цель урока: получить представление о сообщении для объектов Задачи урока: научиться использовать сообщение для объектов в алгоритмах; выполнять алгоритмы, составленные из сообщений для объектов; описывать изменения, происходящие с объектами при выполнении алгоритмов.
Cлайд 4
Рис.99 При составлении компьютерных программ тоже составляются алгоритмы, в которых «действующими лицами» являются не только величины, но и объекты. Такой алгоритм состоит из особых команд – сообщений для объектов. Каждое сообщение обращается к одному из объектов с «просьбой» выполнить одно из действий его класса. Поэтому такое сообщение состоит из имени объекта и имени действия. Пример: Рис. 99
Cлайд 5
Чтобы выполнить эти сообщения, нужно точно установить экземплярами каких классов являются объекты: что такое «РОМАШКА» и «ABCD»? Для этого нужно вначале алгоритма поместить описание объектов. Пример – Рис. 100. Рис.100
Cлайд 6
По такому описанию происходит создание объектов. При создании объекта используется описание его класса: та его часть, где перечислены атрибуты. Например при описании объекта «РОМАШКА» используется описание класса «ЦВЕТОК» (рис.94) и отводится место в памяти компьютера для хранения значений атрибутов: «ВЫСОТА СТЕБЛЯ», «ЧИСЛО ЛИСТЬЕВ», «ЧИСЛО ЛЕПЕСТКОВ». Рис.94 1 1 ЧИСЛО ЛИСТ присвоить 0 1 ЧИСЛО ЛЕПЕСТ присвоить 0 ВЫСОТА СТЕБЛЯ увеличить на 1 ЧИСЛО ЛИСТ увеличить на 1 ЧИСЛО ЛЕПЕСТ увеличить на ЧИСЛО ЛИСТЕВ
Cлайд 7
При выполнении сообщения: по имени класса будет найдено описание класса (например, описание класса «ЦВЕТОК»; по имени действия в этом описании будет найден и выполнен метод класса (например, метод «ЦВЕТОК РАСЦВЕСТИ»); по имени объекта будут найдены и изменены значения атрибутов нужного объекта в нужном месте памяти (например используются и изменяются значения атрибутов объекта «РОМАШКА»).
Cлайд 8
Сообщение для объекта – это обращение к объекту: только по имени объекта можно найти алгоритм, который требуется выполнить. На рис.101 приведен пример описания алгоритма, который полностью состоит из сообщений для объектов. На рис.102 частично описаны изменения, которые происходили с объектом «А». Разберем рис.101 и 102. Рис.102 Рис.101 В П Р В Р П В В Р Р 1 0 0 2 1 0 3 2 0 4 3 0 4 3 3 Задание 74
Cлайд 9
Букву Р можно «собрать» из четырех объектов класса «ПРЯМОУГОЛЬНИК». Дописать алгоритм СОБРАТЬ БУКВУ Р (Рис. 101) для объектов Б, В и Г Задание 75
Полезно знать! При составлении программ могут составляться алгоритмы, «действующими лицами» которых являются объекты. В начале такого алгоритма помещают описание объекта - указывая имя объекта и имя его класса. По такому описанию в памяти компьютера выделяется место для хранения атрибутов объекта. Этот процесс называется созданием объекта. Действия алгоритма описываются в особых командах, которые называются сообщениями для объектов. Каждое сообщение состоит из имени объекта и имени действия. Выполнить такое сообщение – значит найти метод класса, выполнить его и изменить состояние одного конкретного объекта – изменит значения его атрибутов.
Cлайд 12
Информатика в играх и задачах. 5 класс: Методические рекомендации для учителя – авт.-сост. А. В. Горячев, Н.И.Суворова, Т.Ю.Спиридонова - М.: БАЛАСС, 2010 – 93 с. Информатика в играх и задачах. 5-й класс, авт.А. В. Горячев. Учебник 2013-158 с. М.:БАЛАСС. Рисунки из учебного пособия Информатика в играх и задачах. 5-й класс, авт. А. В. Горячев. Учебник 2013-158 с. М.:БАЛАСС. http://www.darii.ru/uplfile/widgets/_vozle_doski.png учительница http://flatik.ru/flax/567/566589/566589_html_688641de.jpg дети https://plastic-club.ru/forum/Smileys/default/jemocii_135.gif анимация на данном слайде http://север-стройкрасноярск.рф/img/2174769_2560/modern-realistic-house-icon-vector_279-9647.jpg дом http://i067.radikal.ru/1308/fc/d40862ae5a0f.jpg метла