Исследователи Наш девиз:"Человек не только должен быть всесторонне развитым, но и здоровым".
Cлайд 3
Цель: Задачи: Изучить санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. №14. Выявить вредное влияние компьютера на организм человека Заставить пользователя задуматься о своём здоровье и дать советы помогающие избежать ухудшения здоровья при работе на ПК. Изучить имеющуюся литературу по данному вопросу. Выявить негативное влияние монитора на организм человека. Провести анкетирование с целью выявления вреда компьютера на человека. Сопоставить рост количества компьютеров у учащихся с изменениями в здоровье по данным ежегодного медицинского осмотра. Разработать комплекс упражнений «Гимнастика для органов зрения» Сформулировать основные советы для обучающихся, родителей, учителей при работе с компьютером.
Cлайд 4
Проблема: Необходимость выявления уровня отрицательного влияния компьютера на здоровье человека и меры профилактики при работе за компьютером. Объект исследования: Работа человека за компьютером дома, в школе. Предмет исследования: Отрицательное влияние компьютера на здоровье человека и меры защиты человека от него. Гипотеза: Предположим, что компьютер оказывает вредное влияние компьютера на человека. Методы исследования: Теоретический – анализ литературы по теме исследования. Практический - анкетирование, наблюдение, математическая обработка данных, построение диаграмм встреча со специалистами Актуальность: Сформировать здоровой подход обучающихся при работе с компьютером.
Cлайд 5
Изучили справочную и научную литературу. Побеседовали со школьным врачом. Провели опрос среди одноклассников. Изучили санитарные правила и нормы при работе за компьютером. Ход исследования
Cлайд 6
Учёные стремятся найти пути снижения нагрузки на организм человека, связанной с работой на компьютере, участвуют в создании совершенной и безопасной техники. Среди их задач — организация рабочего места, профилактика вредного воздействия компьютера на человека. Проблемами «общения» человека и компьютера занимается наука «эргономика» (от греч. «эргон» - «работа» и «номос» - «закон»)- наука о взаимодействии человека и машины. Из литературы узнали, что
Cлайд 7
Сидячее положение в течение длительного времени; Воздействие электромагнитного излучения монитора; Утомление глаз, нагрузка на зрение; Перегрузка суставов кистей; Стресс при потере информации. Интернет – зависимость Нагрузка на психику. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
Cлайд 8
Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером Гимнастика для глаз Комфортное рабочее место
Cлайд 9
Анкетирование Влияние компьютера на глаза Влияние компьютера на психику Влияние компьютера на позвоночник Компьютер и стресс Влияние электромагнитного излучения на человека Как много времени проводят у компьютера?
Cлайд 10
Наличие домашнего компьютера Вывод: 72% учащихся имеют дома компьютер; 10 % учащихся начали работать на компьютере 8 лет, 63% - с 10 лет; 12% - с 13 лет; 15% - с 14 лет. 2008-2009 уч.гг. 2009-20010 уч.гг 5 кл 23 6 кл 30 9кл. 30 10кл. 33 Итого 53 Итого 66
Cлайд 11
Наличие рабочего места Вывод: 68% учащихся имеют рабочее место; 18 % учащихся используют настольную лампу, 0,0,7% имею стул согласно нармам СанПИНа. Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем, идеальный вариант - приглушенный рассеянный свет. 2008-2009 уч.гг. (чел) 2009-20010 уч.гг. (чел) Компьютерный стол 33 45 Настольная лампа 15 15 Стул ( согласно нормам Сан ПиНа) 3 5
Cлайд 12
Расстояние от глаз до монитора Вывод: Часто рабочее место бывает неправильно организовано. Монитор установлен низко, неудачно относительно источников света, руки неудобно лежат на клавиатуре. В результате со временем пользователи начинают жаловаться на проблемы со здоровьем и повышенную утомляемость. Расстояние от глаз до монитора в норме утех обучающихся, кто имеет компьютерные столы. Расстояние от глаз до монитора < 50 см 50- 70 см ( по норме) > 50 см Монитор на базе электронно лучевой трубки 2 8 2 Жидкокристаллический монитор 2 30 1
Cлайд 13
Правильная поза оператора компьютера ( при работе за домашним компьютером) Вывод: Только 42% учащихся имеют правильную позу во время работы за компьютером. Спина наклонена на несколько градусов назад. Такая поза позволяет разгрузить позвоночник, улучшить кровообращение в зоне между туловищем и бедрами. Руки свободно опущены на подлокотники кресла. Локти и запястья расслаблены. Кисти имеют общую ось с предплечьями: не сгибаются и не разгибаются. Работают только пальцы. Бедра находятся под прямым углом к туловищу, колени - под прямым углом к бедрам. Ноги твердо стоят на полу или на специальной подставке. 42% обучающихся
Cлайд 14
Цели использования компьютера Вывод: Большинство учащихся используют компьютер в учебных целях. 2008-2009 уч.гг 2009-2010 уч.гг. Работа с текстом 85% 100% Работа с графикой 25% 43% Мультимедиа 56% 60% Игры 90% 74%
Cлайд 15
На что тратится большая часть времени работы за компьютером Вывод: учащиеся стали меньше играть на компьютере и больше работать с текстовой информацией. 2008-2009 уч.гг 2009-2010 уч.гг. На развлечения 90% 74% В учебных целях 7% 21% На работу в Интернете 3% 5%
Cлайд 16
Постоянное желание играть на компьютера Вывод: Желание играть на компьютере снизилось на 17%. . 2008-2009 уч.гг 2009-2010 уч.гг. Есть желание играть 62% 45% Нет желания играть 38% 55%
Cлайд 17
Выбор между компьютером или прогулкой Вывод: Мы поставила перед выбором ребят: компьютер или прогулка - 37% выбрали компьютер, а 23% - прогулка 2008-2009 уч.гг 2009-2010 уч.гг. Прогулка 50% 37% Компьютер 50% 23%
Cлайд 18
Использование Интернета Вывод: Использование Интернета увеличилось на 14%.Ученики информацией для создания проектов, докладов, творческих работ. 2008-2009 уч.гг 2009-2010 уч.гг. Нет Редко 62% 48% Часто 38% 52%
Cлайд 19
Цели Интернета Вывод: 44% обучающихся используют Интернет в учебных целях. 2008-2009 уч.гг 2009-2010 уч.гг. Для развлечения 50% 38% Для пользование почтой 15% 18% Для подготовки к урокам 35% 44%
Cлайд 20
Предпочтение в общении Вывод: Обучающиеся отдают предпочтения общаться на яву. 2008-2009 уч.гг 2009-2010 уч.гг. Общение по электронной почте 10% 10% Общение на яву 75% 80% Не важно как 15% 10%
Cлайд 21
Что больше Вас интересует? Вывод: обучающиеся предпочитают компьютер, так как сейчас много цифровых образовательных ресурсов и небольшой выбор книг в библиотеках. 2008-2009 уч.гг 2009-2010 уч.гг. Компьютер 80% 85% Чтение книг 10% 10% Решение логических задач 10% 5%
Cлайд 22
Зависимость настроения от сломанного компьютера Вывод: 20% детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 80% - не испытывают зависимости. 2008-2009 уч.гг 2009-2010 уч.гг. Плохое настроение 20% 20% Хорошее настроение 80% 80%
Cлайд 23
Конфликт с родителями Вывод: 96% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали., а 4% ответили , что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером. На этот вопрос многие ответили не искренно. 2008-2009 уч.гг 2009-2010 уч.гг. Вступают 96% 96% Не вступают 4% 4%
Cлайд 24
Продолжительность работы за компьютером Вывод: большая половина обучающихся не знает нормы времени работы за компьютером. В каждом классе есть большая группа учащихся, которая превышает допустимые нормы работы за ПК, нанося непоправимый вред своему здоровью. Причем многие учащиеся ответили, что находятся за ПК по 5-6 часов в день (при норме 1,5 – 2 часа) 15 мин 30 мин 1 час 2 часа 3 часа Более 3 часов 6 кл. 2 10 24 5 1 2 10 кл. 0 1 15 21 6 5
Cлайд 25
Делаете ли вы перерыв в работе за компьютером? Вывод: Не зная нормы работы за компьютером происходит: заболевание глаз и опорно-двигательного аппарата 2008-2009 уч.гг 2009-2010 уч.гг. Да 2% 15% Нет 98% 85%
Cлайд 26
Выполнение гимнастики для глаз Вывод: Гимнастику для глаз делают 35 % из числа опрошенных. 2008-2009 уч.гг 2009-2010 уч.гг. Да 2% 35% Нет 98% 65%
Cлайд 27
Какую угрозу несет компьютер? Вывод: На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? 99% ответили, что знают, 20% ответили – нет. 2008-2009 уч.гг 2009-2010 уч.гг. Несет угрозу 85% 99% Не несет угрозу 15% 1%
Cлайд 28
Устают глаза при работе с компьютером? Вывод: 74% опрошенных ответили да, у 24% глаза не устают, а 2% не придают значения этому. 2008-2009 уч.гг 2009-2010 уч.гг. Устают глаза 74% 74% Не устают глаза 24% 24% Не придают значения 2% 2%
Cлайд 29
Знания техники безопасности за компьютером Вывод: Правила техники безопасности знают все, но применяют только 45% обучающихся. 2008-2009 уч.гг 6 кл. 100% 10 кл. 100%
Cлайд 30
Виды заболеваний при работе с компьютером Вывод: По данным медосмотра произошло снижение зрения, заболевание опорно-двигательной системы обучающихся. При этом, как правило, страдают кисть, запястье, плечо и шейная область. Чаще всего от длительной работы с клавиатурой начинает болеть правая рука, затем – левая. В конечном итоге, если не принять меры, это может привести к инвалидности. 2008-2009 уч.гг (чел.) 2009-2010 уч.гг. (чел.) Заключение врача Затуманивание зрения (снижение остроты зрения); 18 21 + замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации); — двоение предметов; 15 17 + быстрое утомление при чтении. 25 25 + жжение в глазах; 30 35 + боли в области глазниц и лба; 25 25 + боли при движении глаз 30 32 + покраснение глазных яблок. 14 15 + Боли в области шеи 15 21 + Боли в руках (кисть) 20 26 + Боли в области спины 26 30 + Сколиоз 4 10 +
Cлайд 31
Причина утомления ученика (анкетирование родителей учащихся 10 кл.) Вывод: При длительной работе за компьютером у ребенка возникают проблемы с психикой, а при потере информации могут возникнуть стрессы, депрессия,
Cлайд 32
Итоги анкетирования Большинство (72 %) учащихся имеют компьютер 35% учеников заботятся о здоровье своих глаз. 99% учеников пренебрегают нормами работы с компьютером. 10% учащихся проводят за компьютером боле 3 часов.. 45% учащихся есть постоянное желание играть в компьютерные игры. 36% учеников любят играть в игры, где присутствует террор и насилие, что неизбежно может привести к нарушению психики. 20% ребят выбрали компьютер вместо прогулки 80% - предпочли компьютер вместо общения с другом на яву, большая часть (85%) предпочитают компьютер вместо чтения книг и разгадывания логических игр. Вывод: Компьютер наносит вред человеку , тогда и только тогда, когда человек не соблюдет санитарные правила и нормы.
Cлайд 33
Реализация профилактических мероприятий Создание сайта «Влияние компьютера на человека» Создание презентаций «Компьютерная зависимость», «Вред компьютера на человека». Распространение комплекса физкультурных пауз. Распространение памятки с комплексом упражнений для мышц шеи и глаз. Распространены рекомендации при работе за компьютером.
Cлайд 34
Литература А.П.Александрова. Медицинская энциклопедия Билич Г.Л., Назарова Л.В./ Основы валеологии / С.-Петербург МСМХС, 1998г. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2. 542-96 Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.56. Ермилова И.А.Ограничьте просмотр передач!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.22 Попов С.В./ Валеология в школе и дома./ С.-Петербург «Союз», 1997г. А.И.Ревин. «Специфика зрения человека» А.А.Сурков. Энциклопедия. О влиянии компьютерной техники на зрение человека
Cлайд 35
Что не получилось Контрольная группа из 10 человек созданная перед исследованием расформировалась, в связи с тем, что обучающиеся купили компьютеры.
Cлайд 36
План работы на 2010 – 2011 уч.гг. Изучить более подробно влияние всех видов мониторов на человека, под руководством учителя физики (теория) Провести исследование совместно с Центром Госсанэпиднадзора используя специальные измерительные приборы (практика). Изучить воздействие компьютера на детей 5-6 лет.