Цели урока: Ознакомится с ведущими отраслями силикатной промышленности, их историей. Изучить технологии производства, способы изготовления, виды изделий силикатной промышленности. Научиться применять на практике полученные знания.
Cлайд 3
Какое самое распространённое соединение кремния используется в строительстве, в производстве стекла, керамики, фарфора?
Cлайд 4
Силикатную промышленность составляют производства различных строительных материалов, стекла и керамики из природных силикатов
Cлайд 5
СТЕКЛО твердый аморфный прозрачный в той или иной области оптического диапазона (в зависимости от состава) материал, полученный при переохлаждении расплава, содержащего стеклообразующие компоненты (оксиды Si, B, Al, P и т. д.) и оксиды металлов (Li, K, Mg, Pb и т. д.). Наиболее распространено силикатное стекло. Производство стекла возникло в Др. Египте ок. 4000 до н. э. Изделия из стекла изготовляют выдуванием, прессованием и отливкой.
Cлайд 6
Дамасская лампа 14 века
Cлайд 7
Английский бокал с гербом с эмалевой росписью в стиле рококо. 1770-е годы.
Cлайд 8
Чаша второй половины 16 века. Венеция, техника «ретичелло», то есть «сетка».
Cлайд 9
Люстра из опалового стекла, украшенного камеями. Изделие фабрики Баккара, вторая половина 19 века. Металлические детали выполнены из бронзы методом литья.
Cлайд 10
Художник-новатор Эмиль Галле создал свое искусство украшения стеклянных ваз, чаш, ламп, пресс-папье, в основе которого лежал выпуклый рельеф — камея
Cлайд 11
Чаша из стекла «фавриль» работы Л. К. Тиффани. 1908 год.
Cлайд 12
Императорский стекольный завод. Плакетка. Вторая треть 19 века. Смальта, медь, серебро, золото. Плакетка имитирует живопись маслом.
Cлайд 13
Русское стекло. Ваза. Императорский стекольный завод. Начало 19 века. Бесцветный хрусталь, серебро, камень. Техника — алмазная грань, золочение.
Cлайд 14
керамика греч. keramike — гончарное искусство, от keramos — глина), это первый искусственный материал, созданный человеком. Сырьём для керамики служит глина, а основной компонент глины- минерал каолин состава AI2O3*2SiO2*2H2O. Кроме того, глина содержит примеси: песок (SiO2), карбонаты кальция и магния (CaCO3, MgCO3) и оксид железа (Fe2O3).
Cлайд 15
По структуре различают грубую керамику (строительная, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы). По применению керамику подразделяют на строительную (кирпич, черепица, облицовочные плитки и др.), бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники), химически стойкую (трубы, детали химической аппаратуры), электротехническую, радиотехническую, теплоизоляционную (керамзит, пенокерамика и др.), огнеупоры.
Cлайд 16
«Птица». Музей исламского искусства. Каир.
Cлайд 17
В Китае уже во 2-1 тысячелетиях до нашей эры изготовлялись тонкостенные сосуды, глазурованная посуда из высококачественной белой глины — каолина.
Cлайд 18
В 6 веке до нашей эры в Древней Греции складывается чернофигурный (чернолаковый) стиль, при котором силуэтные изображениянаносились черным лаком на желтую или красную глину, детали одежды, орнамента выполнялись белой и пурпуровой красками.
Cлайд 19
Краснофигурный древнегреческий кратер. Около 510 до нашей эры. Краснофигурная вазопись, сохраняющая натуральный цвет глины в изображениях фигур при заливке фона черным лаком, давала мастеру возможность детально прорисовывать формы, передавая естественность движения фигуры.
Cлайд 20
С середины 16 века в Делфте, а в 17-18 веках в Англии стали изготовлять керамику с оловянной глазурью, получившую название делфтской.
Cлайд 21
Производство высококачественных стаффордширских изделий из каменной массы во многом было обусловлено применением местных сортов глины.
Cлайд 22
ТЕРРАКОТТА (итал. terrа cotta, букв. — обожженная земля), неглазурованные керамические изделия с пористым черепком (обычно красного, коричневого, кремового цвета): облицовочные плиты, архитектурные детали, посуда, вазы и т. д. Известна с эпохи неолита.
Cлайд 23
Голова Гермеса. Фрагмент терракотовой статуи с фронтона храма Аполлона в Вейях. Скульптор Вулка. Ок. 500 до н. э. Музей виллы Джулия. Рим.
Cлайд 24
«Крылатые Пегасы». Терракотовые статуи с фронтона храма в Тарквиниях. Около 300 до н. э. Археологический музей. Италия.
Cлайд 25
МАЙОЛИКА (итал. maiolica, от Maiolica, старого названия испанского острова Мальорка), вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с пористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись по непрозрачной глазури или (так называемая полумайолика) по белой обмазке под прозрачной глазурью.
Cлайд 26
В 15-17 веках интенсивно развивалась итальянская майолика, покрытие которой белой оловянной глазурью создавало идеальный фон для красочной декорировки
Cлайд 27
Яркие гжельские квасники из майолики стали выпускать со второй половины 18 века. Квасник — сугубо русский сосуд, не имевший аналогов в западноевропейской керамике.
Cлайд 28
ФАРФОР (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), тонкие керамические изделия, получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины — каолина, полевого шпата, кварца); имеют спекшийся, водо- и газонепроницаемый, обычно белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор. Фарфор различают по составу массы (твердый, мягкий, костяной) и по характеру росписей (подглазурные, надглазурные). Дорогие коллекционные сорта фарфора называют по месту производства или по фамилии владельцев фабрик или изобретателей.
Cлайд 29
Часы с музицирующими и танцующими пастухами и пастушками. Изделие 1740-х годов в стиле рококо мастера фарфоровой пластики, скульптора Мейсенской мануфактуры И. Кендлера (1706-1775). Из коллекции Н. А. Островерхова.
Cлайд 30
Японский эмальер Э. Какиэмон разработал оригинальный стиль декора — полихромную надглазурную роспись в виде композиций из цветов, птиц, бабочек
Cлайд 31
Кувшин. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Императорский фарфоровый завод. 1830-е годы.
Cлайд 32
Предметы сервиза ордена Александра Невского. Завод Ф. Гарднера. 1778-1780-е годы. Фарфор. Надглазурная роспись.
Cлайд 33
В начале 19 века Дж. Споудом был изобретен костяной фарфор, который обладал прочностью, белизной и полупрозрачностью.
Cлайд 34
Начиная с 17 века, бело-голубой фарфор в больших количествах экспортировался в Западную Европу, где ценился очень высоко.
Cлайд 35
Цемент – общее название многочисленных минеральных вяжущих веществ, обычно гидравлических, применяемых для изготовления строительных растворов и бетонов, для цементации, гидроизоляции и т. п. цемент представляет собой тонко молотый порошок соответствующего неорганического материала.
Cлайд 36
Цемент изготавливается на специальных заводах из тщательно подобранного минерального сырья путём дробления, перемешивания тонкого (мокрого или сухого) помола этого сырья , обжига его до спекания и тонкого помола обожжённого цементного клинкера с необходимыми добавками. По химическому составу цемент представляет собой силикаты и алюмосиликаты кальция, реагирующие с водой.
Cлайд 37
Какое самое распространённое соединение кремния используется в строительстве, в производстве стекла, керамики, фарфора?