Задачи урока: 1. Обучающие: обеспечить усвоение предметного содержания темы «Законы электролиза»: - на первом уровне отличать электролиты от других видов веществ по электропроводности; - на втором уровне формировать понятие электролитов и их практического применения; - на третьем уровне сравнивать, анализировать, формировать их физические свойства; - на четвертом уровне оперировать понятиями темы, применять практические знания для объяснения закона Фарадея; - на пятом уровне осознанно использовать полученные знания.
Cлайд 3
Задачи урока: 2. Развивающая. Развитие основных способов мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, обобщение). Развивать память, познавательные интересы, самостоятельность в организации труда с персональным компьютером. Оценить результаты своей работы.
Cлайд 4
Задачи урока: 3. Воспитательная. Способствовать формированию коммуникативных качеств, трудолюбия, ответственности за порученное дело.
Cлайд 5
Методическая цель. Показать эффективность использования элементов технологии критического мышления.
Cлайд 6
Тип урока Комбинированный урок (использование элементов технологии критического мышления)
Cлайд 7
Изучать, открывать, удивлять, Верить в силу наук для людей И природы закон применять, Как его применял Фарадей.
Cлайд 8
Фаза вызова
Cлайд 9
Вспомним, что мы знаем об электролитах. Для этого заполним кластер.
Cлайд 10
Cлайд 11
Cлайд 12
Cлайд 13
Проверим ваши знания. Для этого проведем физический диктант
Ответ неправильный. Правильный ответ: Электролиты – это растворы неорганических солей, кислот, щелочей. Вы получаете 0 баллов.
Cлайд 17
Носителями зарядов в электролитах являются положительные и отрицательные ионы, которые образуются вследствие электролитической диссоциации молекулы входящих в раствор веществ
Cлайд 18
Ответ правильный. Вы получаете 1 балл.
Cлайд 19
Ответ неправильный. Правильный ответ: Носителями зарядов в электролитах являются положительные и отрицательные ионы, которые образуются вследствие электролитической диссоциации. Вы получаете 0 баллов.
Cлайд 20
Электролитическая диссоциация распад молекул электролитов на ионы соединение молекул электролитов из ионов
Cлайд 21
Ответ правильный. Вы получаете 1 балл.
Cлайд 22
Ответ неправильный. Правильный ответ: Электролитическая диссоциация - это распад молекул электролитов на ионы. Вы получаете 0 баллов.
Cлайд 23
Рекомбинация – это процесс, противоположный диссоциации то же самое, что и диссоциация
Cлайд 24
Ответ правильный. Вы получаете 1 балл.
Cлайд 25
Ответ неправильный. Правильный ответ: Рекомбинация - это процесс, противоположный диссоциации. Вы получаете 0 баллов.
Cлайд 26
Электролиз - это окислительно-восстановительная реакция, протекающая на электродах при прохождении электрического тока через электролит химическая реакция, протекающая в электролите при прохождении электрического тока
Cлайд 27
Ответ правильный. Вы получаете 1 балл.
Cлайд 28
Ответ неправильный. Правильный ответ: Электролиз - это окислительно-восстановительная реакция, протекающая на электродах при прохождении электрического тока через электролит. Вы получаете 0 баллов.
Cлайд 29
Окислительно-восстановительная реакция - это реакция с изменением степени окисления элементов физическое явление с изменением массы элементов
Cлайд 30
Ответ правильный. Вы получаете 1 балл.
Cлайд 31
Ответ неправильный. Правильный ответ: Окислительно-восстановительная реакция - это реакция с изменением степени окисления элементов. Вы получаете 0 баллов.
Cлайд 32
Проводимость электролитов называют ионной. молекулярной.
Cлайд 33
Ответ правильный. Вы получаете 1 балл.
Cлайд 34
Ответ неправильный. Правильный ответ: Проводимость электролитов называют ионной. Вы получаете 0 баллов.
Cлайд 35
Катод – это электрод, соединенный с отрицательным полюсом источника тока. электрод, соединенный с положительным полюсом источника тока.
Cлайд 36
Ответ правильный. Вы получаете 1 балл.
Cлайд 37
Ответ неправильный. Правильный ответ: Катод – это электрод, соединенный с отрицательным полюсом источника тока. Вы получаете 0 баллов.
Cлайд 38
Анод – это электрод, соединенный с отрицательным полюсом источника тока. электрод, соединенный с положительным полюсом источника тока.
Cлайд 39
Ответ правильный. Вы получаете 1 балл.
Cлайд 40
Ответ неправильный. Правильный ответ: Анод – это электрод, соединенный с положительным полюсом источника тока. Вы получаете 0 баллов.
Cлайд 41
Электролиз применяют для получения солей различных элементов и их растворов. для получения металлов (меди, алюминия) электролитическим способом, в гальванопластике и др.
Cлайд 42
Ответ правильный. Вы получаете 1 балл.
Cлайд 43
Ответ неправильный. Правильный ответ: Электролиз применяют для получения металлов (меди, алюминия) электролитическим способом, в гальванопластике и др. Вы получаете 0 баллов.
Cлайд 44
Посчитайте свои баллы и сообщите учителю.
Cлайд 45
Итог по фазе вызова. «Фишбон»
Cлайд 46
Фаза осмысления Продолжаем нашу работу. Следующая фаза осмысления. Попробуем установить основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов.
Cлайд 47
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость силы тока от напряжения I (U) Зависимость силы тока от температуры I (t) Зависимость массы вещества, выделившегося на катоде, от силы тока m (I)
Cлайд 48
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость силы тока от напряжения I (U) Увеличиваем напряжение
Cлайд 49
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость силы тока от напряжения I (U) Увеличиваем напряжение Силы действия на положительные и отрицательные ионы увеличиваются
Cлайд 50
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость силы тока от напряжения I (U) Увеличиваем напряжение Силы действия на положительные и отрицательные ионы увеличиваются Силы сообщают ионам большее ускорение
Cлайд 51
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость силы тока от напряжения I (U) Увеличиваем напряжение Силы действия на положительные и отрицательные ионы увеличиваются Силы сообщают ионам большее ускорение Скорость направленного движения носителей заряда увеличивается
Cлайд 52
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость силы тока от напряжения I (U)
Cлайд 53
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость силы тока от температуры I (t) Мысленно нагреем раствор электролита, через который протекает электрический ток (U – constant) Процесс электролитической диссоциации пойдет быстрее
Cлайд 54
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость силы тока от температуры I (t) Мысленно нагреем раствор электролита, через который протекает электрический ток (U – constant) Процесс электролитической диссоциации пойдет быстрее в результате число положительных и отрицательных ионов увеличится
Cлайд 55
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость силы тока от температуры I (t) Мысленно нагреем раствор электролита, через который протекает электрический ток (U – constant) Процесс электролитической диссоциации пойдет быстрее в результате число положительных и отрицательных ионов увеличится Заряд переносится большим числом частиц. Следовательно, при нагревании сила тока увеличится
Cлайд 56
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость массы вещества, выделившегося на катоде, от силы тока m (I) Мысленно увеличим силу тока в растворе электролита ( t – constant) При увеличении силы тока увеличивается скорость заряженных частиц
Cлайд 57
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость массы вещества, выделившегося на катоде, от силы тока m (I) Мысленно увеличим силу тока в растворе электролита ( t – constant) При увеличении силы тока увеличивается скорость заряженных частиц При увеличении скорости движения катионов за определенный промежуток времени большее их количество достигнет катода
Cлайд 58
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость массы вещества, выделившегося на катоде, от силы тока m (I) Мысленно увеличим силу тока в растворе электролита ( t – constant) При увеличении силы тока увеличивается скорость заряженных частиц При увеличении скорости движения катионов за определенный промежуток времени большее их количество достигнет катода На катоде будет осаждаться большее число катионов Следовательно, при увеличении силы тока масса выделившегося вещества увеличится
Cлайд 59
Повторим основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов.
Cлайд 60
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость силы тока от напряжения I (U)
Cлайд 61
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость силы тока от температуры I (t) Мысленно нагреем раствор электролита, через который протекает электрический ток (U – constant) Процесс электролитической диссоциации пойдет быстрее в результате число положительных и отрицательных ионов увеличится Заряд переносится большим числом частиц. Следовательно, при нагревании сила тока увеличится
Cлайд 62
Основные закономерности протекания электрического тока в растворах электролитов Зависимость массы вещества, выделившегося на катоде, от силы тока m (I) Мысленно увеличим силу тока в растворе электролита ( t – constant) При увеличении силы тока увеличивается скорость заряженных частиц При увеличении скорости движения катионов за определенный промежуток времени большее их количество достигнет катода На катоде будет осаждаться большее число катионов Следовательно, при увеличении силы тока масса выделившегося вещества увеличится
Cлайд 63
Итог по фазе осмысления. «Фишбон»
Cлайд 64
Фаза осмысления (продолжение) Зная механизм проводимости электролитов можно определить массу вещества, выделившегося при электролизе. Чтобы решить эту задачу, необходимо получить и изучить законы Фарадея.
Cлайд 65
Самостоятельная работа с учебником I закон Фарадея. Алгоритм.
Cлайд 66
1. Запишите формулу массы вещества m0 – масса атома N – число ионов
Cлайд 67
2. Свяжите массу атома с молярной массой. тогда (1)
Cлайд 68
3. Находим N – число ионов, проходящих через раствор электролитов. а) Каждый одновалентный ион несет заряд, равный заряду электрона e. Если валентность равна n, кратный ему заряд равен ne. б) Все количество электричества, переносимое N – ионами, равно отсюда в) Подставим значение N в выражение (1), получим (2) (объединенный закон Фарадея)
Cлайд 69
3. Находим N – число ионов, проходящих через раствор электролитов. г) так как в выражении (2) правой части все физические величины, кроме q, постоянны, формулу (2) записываем где д) Так как q=It, записываем I закон Фарадея – масса вещества, выделившегося на электроде при электролизе, пропорциональна количеству электричества, прошедшего через раствор (или расплав) электролита.
Cлайд 70
4. Электрохимический эквивалент Физический смысл электрохимического эквивалента к – это масса вещества в кг, выделившаяся при прохождении через электролит 1 кулона электричества.
Cлайд 71
Самостоятельная работа с учебником II закон Фарадея. Алгоритм.
Cлайд 72
1. Дайте определение химического эквивалента. Химический эквивалент - это отношение атомной (А) массы вещества к его валентности (n)
Cлайд 73
2. Запишите второй закон Фарадея. Второй закон Фарадея: электрохимический эквивалент пропорционален химическому эквиваленту данного вещества. где А – атомная масса вещества n – валентность - коэффициент пропорциональности, который имеет одно и то же значение для всех веществ F – постоянная Фарадея
Cлайд 74
3. Дайте определение постоянной Фарадея. Постоянная Фарадея F – численно равна заряду, который должен пройти через электролит для выделения на электроде количества вещества, равного его химическому эквиваленту.
Cлайд 75
Итог по фазе осмысления. «Фишбон»
Cлайд 76
Фаза практического осмысления (работа с дополнительной литературой) Законы Фарадея нашли практическое применение в науке и технике, в частности для определения заряда одновалентного иона. Благодаря законам Фарадея Германом Людвигом Фердинандом Гельмгольцем (1821 – 1894) еще в 1881 году был сделан вывод о существовании в природе элементарного электрического заряда. В дальнейшем на основании законов Фарадея установлено, что заряд одновалентного иона представляет собой наименьшее (элементарное) количество электричества, существующее в природе. Любой электрический заряд состоит из целого числа элементарных зарядов и имеет дискретный характер. Зная постоянную Фарадея F и постоянную Авогадро NA был вычислен заряд одновалентного иона, т.е. заряд электрона
Cлайд 77
Мозговая атака (мысли по кругу) Как решать задачи, используя законы электролиза (памятка). 1. Для электролитов справедлив закон Ома. 2. Сила тока в электролите равна силе тока в проводящих проводах. 3. Если в задаче рассматривается выделение газа при электролизе, его массу определим из уравнения Менделеева - Клапейрона .
Cлайд 78
Мозговая атака (мысли по кругу) Последовательность решения задач. 1. Установить сущность процесса, связанного с прохождением электрического тока через электролит. 2. Записать уравнения законов Фарадея. 3. Записать дополнительные формулы. 4. Решить систему уравнений и найти искомую величину. 5. Проанализируйте результат и сформулируйте ответ.
Cлайд 79
Фаза практического осмысления (работа с дополнительной литературой) Применение законов Фарадея при решении качественных и количественных задач. Задача: Электролиз воды ведется при токе I=2,5А. В течение одного часа получен объем V=0,5 л кислорода под давлением p=1,3x105 Па. Найдите температуру кислорода. Решение: I=2,5A t=1ч=3600с V=0,5л=0,5x10-3м3 p=1,3x105Па T – ? АО2=16x10-3 кг/моль nO2=2 Поэтапное решение задачи Решение задачи в общем виде
Cлайд 80
Рефлексия Подведем итоги урока. Перед вами Фарадеево дерево, где можно проследить процесс восхождения на него. Определите уровень усвоения знаний. Электролиты Электролиз Ионная проводимость Механизм электропроводности Зависимость I (U) Зависимость m (I) Зависимость I (T) Фарадеево дерево I закон Фарадея II закон Фарадея Практическое применение
Cлайд 81
Рефлексия Подведем итоги урока. Электролиты Электролиз Ионная проводимость Механизм электропроводности Зависимость I (U) Зависимость m (I) Зависимость I (T) Фарадеево дерево I закон Фарадея II закон Фарадея Практическое применение
Cлайд 82
Рефлексия Подведем итоги урока. Электролиты Электролиз Ионная проводимость Механизм электропроводности Зависимость I (U) Зависимость m (I) Зависимость I (T) Фарадеево дерево I закон Фарадея II закон Фарадея Практическое применение
Cлайд 83
Рефлексия Подведем итоги урока. Электролиты Электролиз Ионная проводимость Механизм электропроводности Зависимость I (U) Зависимость m (I) Зависимость I (T) Фарадеево дерево I закон Фарадея II закон Фарадея Практическое применение
Cлайд 84
Рефлексия Подведем итоги урока. Электролиты Электролиз Ионная проводимость Механизм электропроводности Зависимость I (U) Зависимость m (I) Зависимость I (T) Фарадеево дерево I закон Фарадея II закон Фарадея Практическое применение
Cлайд 85
Рефлексия Подведем итоги урока. Электролиты Электролиз Ионная проводимость Механизм электропроводности Зависимость I (U) Зависимость m (I) Зависимость I (T) Фарадеево дерево I закон Фарадея II закон Фарадея Практическое применение