Урок географии в 9 классе тема: «Китай» Учитель географии Крючкова Л.А. Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1» 2014 год
Cлайд 2
Тема: Китай Цель: расширить и углубить знания учащихся об одном из крупнейших государств мира – Китае (Китайской Народной Республике). Продолжить формирование у учащихся умения давать комплексную характеристику страны. Находить причинно-следственные связи между различными компонентами природы Задачи: 1) Работа по политической карте Евразии. 2) Повторить географическое положение Индии. 3) Раскрыть историю Китая, его географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, природу, население. Отработать умение определять и показывать границы Китая на карте и в атласе, отмечать граничащее государства. 4) Коррекция и развитие восприятие цвета и формы, пространства, распределения внимания, зрительной и слуховой памяти, развитие логического мышления, связной устной речи. 5) Развивать познавательный интерес, воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, учебники, физическая карта полушарий, физическая и политическая карта Евразии.
Cлайд 3
Ход урока I Орг. момент II Работа по политической карте с иллюстрациями Рассмотреть иллюстрации, отметить какому государству соответствует та или иная иллюстрация. Показать это государство на политической карте и назвать столицу данного государства.
Cлайд 4
Тауэрский мост. Лондон (Великобритания)
Cлайд 5
Эйфелева башня, Париж (Франция)
Cлайд 6
Лувр, Париж (Франция)
Cлайд 7
Коррида, Мадрид (Испания)
Cлайд 8
Колизей, Рим (Италия)
Cлайд 9
Большой канал, Венеция (Италия)
Cлайд 10
Акрополь, Афины (Греция)
Cлайд 11
Тадж-Махал, Агора (Индия)
Cлайд 12
III Повторение Повторим государство, которое изучали последним (Индия) 1) Работа по карточкам Задание. Выбери правильные ответ и отметь его знаком «+». 1 В каком полушарии расположена Индия? В западном В восточном 2 В каком полушарии от экватора расположена Индия? В северном В южном 3 На каком материке расположена Индия? В Африке В Евразии 4 Какой океан омывает берега Индии? Индийский Тихий 5 На каком полуострове расположена Индия? Индокитай Индостан 6 Как называется столица Индии? Нью-Дели Бомбей 7 Как называется всё население Индии? Индейцы Индийцы 8 Какое самое знаменитое здание Индии? Тадж-Махал Эрмитаж
Cлайд 13
2. С какими государствами на суше граничит Индия? (на севере – с Китаем, Непалом, Бутаном; на востоке – Мьянмой и Бангладеш; на западе – с Пакистаном и Афганистаном) 3. Назови священное животное Индии. (корова) 4. Моря какого океана омывают берега Индии? (с запада – Аравийское море, с юга – Индийский океан, с востока – Бенгальский залив)
Cлайд 14
IV Новый материал Какое государство будем изучать сегодня, вы должны догадаться сами. После долгого путешествия Марко Поло (итальянский путешественник) попал в очень интересную страну: Сейчас в ней живёт пятая часть всего человечества. Здесь впервые изобрели бумагу, порох, зеркало. Здесь была построена самая длинная стена. В этой стране были выведены золотые рыбки. Именно здесь были напечатаны первые книги.
Cлайд 15
Итак, мы с вами сегодня познакомимся с Китаем, Китайской Народной Республикой (КНР) Выясним географическое положение Китая, рельеф, полезные ископаемые, климат, природные условия и население. В конце урока вы ответите на проблемный вопрос: «Почему на северо-западе и севере Китая находятся крупнейшие пустыни?»
Cлайд 16
Немного истории Более чем за тысячу лет до новой эры в бассейне среднего течения реки Хуанхэ сложилось одно из древнейших государств мира – китайское государство. В течении тысячелетий китайцы расселялись на территории Восточной Азии. При этом они открыли еще до новой эры все великие реки, текущие в восточном направлении в тихоокеанские моря. Древним китайцам была хорошо известна вся береговая линия Восточно-Китайского и Желтого морей. Они также открыли полуостров Корея, а позднее (но еще до новой эры) – Японские острова, и распространили на них свою культуру и письменность. Они проложили так называемый «шелковый путь», через который шла перевозка шелка из Китая к портам восточного побережья Средиземного моря. Китай подарил миру множество изобретений и открытий. Именно здесь впервые были созданы бумага, магнитный компас, механические часы, зеркало, порох, зонтик, спички, бумажные деньги.
Cлайд 17
Недалеко от города Сиань находится гробница императора династии Цинь, умершего в 210 году до нашей эры. В гробнице захоронена, помимо всего прочего, армия из 6 тысяч солдат и лошадей из глины, вылепленных в натуральную величину.
Cлайд 18
Уникальный памятник крепостной архитектуры – Великая Китайская стена протянулась на 4 тыс. км. вдоль северного Китая. Служила оборонительным сооружением для защиты от набегов кочевых племен с севера. Ее строительство началось в 4-3 веках до н.э. Стена представляет собой земляной вал до 10 метров высотой, на значительном протяжении облицованной камнем. Ширина вверху – 5,5 метров. По ее верху могли передвигаться повозки и колонны войск.
Cлайд 19
Чтобы иметь представление об изучаемом государстве, посмотрим фильм о Китае. В фильме говорится об экологических проблемах, которые испытывает Китай, кратко раскрывается рельеф Китая, климат, природа и население. Фильм BBC «Дикий Китай: сердце дракона», 1 серия, 0:00-0:03
Cлайд 20
Географическое положение Рельеф Полезные ископаемые Климат Реки Природа Население План
Cлайд 21
I Географическое положение Китая Вопрос: Что такое географическое положение? Ответ: Г.п. – положение какого-либо пункта на земной поверхности по отношению к каким-либо территориям Вопрос: в каком полушарии, западном или восточном, расположен Китай? (в восточном) Вопрос: в каком полушарии по отношению к экватору расположен Китай, в северном или в южном? (северном) Вопрос: на каком материке расположен Китай? (на материке Евразия)
Cлайд 22
Вопрос: с какими государствами по суше граничит Китай? (на севере – с Россией и Монголией, на востоке – с Кореей (КНДР), на юге – с Вьетнамом, Лаосом, Мьянмой, Бутаном, Непалом, Индией, на западе – с Афганистаном, Таджикистаном, Киргизией, Казахстаном) Вопрос: какой океан омывает восточные берега Китая; назвать его моря. (Тихий океан; моря: Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское) Учитель: в прибрежной зоне насчитывается больше 5 тысяч островов. Самые крупные из них – Тайвань и Хайнань. Учитель: открыть учебник, стр. 171. Назовите столицу Китая (Пекин) Учитель обобщает ответы учащихся
Cлайд 23
II Рельеф Вопрос. Что такое рельеф? (совокупность неровностей суши) Учитель: открываем учебники, стр. 170. Вопрос: какой цвет преобладает в рельефе Китая, зеленый или коричневый? (коричневый) Учитель: в рельефе Китая преобладают горы Вопрос: какое нагорье находится в юго-западной части страны? (Тибетское нагорье) Вопрос: какие горы с юга окружают тибетское нагорье? (Гималаи) На границе Китая с Непалом находится высочайшая вершина земного шара – Джомолунгма (Эверест) – 8848 метров.
Cлайд 24
Вопрос: на северо-западе и севере Китай находятся пустыни. Назовите их. (Такла-Макан, Гоби) Вопрос: какая крупная равнина расположена в восточной части Китая? (Великая китайская равнина)
Cлайд 25
III Полезные ископаемые Вопрос: что мы понимаем под полезными ископаемыми? (образования в земной коре, используемые в хозяйственной деятельности человека) Учитель: откройте учебники на стр. 170. Вопрос: назовите полезные ископаемые Китая
Cлайд 26
IV Климат Климат – многолетний режим погоды, характерный для данного района Земли. Учитель: климат в Китае очень разнообразный. Это объясняется обширностью территории, разнообразной поверхностью и влиянием океана. Китай находится в пределах трех климатических поясов: умеренного, субтропического и тропического. Климат западной части Китая намного суровее, чем в восточной части. Жаркое лето сменяется очень холодной зимой. В этой части страны климат очень сухой. На востоке климат влажный. Зимой осадков выпадает мало, а местами их вообще не бывает, так как воздушные массы направлены из внутренней части страны. Летом мощные воздушные потоки Тихого и Индийского океана приносят в восточную часть Китая большое количество осадков. Часто идут сильные ливни, на юго-восточное побережье обрушиваются тайфуны. Для Китая характерны частые наводнения и засухи.
Cлайд 27
V Реки Река – это поток воды, который течет в сделанном им углублении в земле Учитель: от климата зависит речная система. Откройте учебники на стр. 170 и перечислите крупные реки Китая. В западной части Китая рек мало, а местами они вообще не встречаются. В восточной части Китая рек много. Крупнейшие реки Китая: Хуанхэ, или Желтая река (4806 км) Янцзы (Голубая река) – 5221 км Меконг большая полноводная река Амур – является пограничной рекой с Россией
Cлайд 28
VI Природа Учитель: от климата зависят природные условия страны. Восточная часть отличается разнообразием и богатством растений и животных. Здесь достаточное количество влаги и более мягкий климат. Откройте учебники на стр. 172. Вопрос: каков растительный мир восточной части Китая? Ответ: в восточной части распространены хвойные, широколиственные, вечнозеленые и листопадные породы деревьев. Здесь растут дубы, липы, клены; из хвойных деревьев встречается даурская лиственница, корейский кедр и др. В центральной части Китая растут субтропические растения – разновидности лавров, камелии, магнолии. Вопрос: какие животные обитают в восточной части Китая? Найдите ответ в учебнике на стр. 173. Ответ: из животных обитают волки, лисы, енотовидные собаки, медведи, тигры и др.
Cлайд 29
Cлайд 30
Западная часть Китая Западная часть Китая, включая Тибетское нагорье, относится к зоне пустынь и степей. В степях растут степные растения. Вопрос: назовите растения степей. Ответ: гусиный лук, тюльпан, ковыль, типчак, полынь
Cлайд 31
Ковыль Типчак Тюльпан Гусиный лук Полынь
Cлайд 32
Учитель: в пустынях растут типично пустынные растения. Вопрос: назовите растения пустынь. Ответ: осока, верблюжья колючка, солянка. Солянка Верблюжья колючка
Cлайд 33
Фильм о Тибете Фильм BBC «Дикий Китай: Тибет», 0:00:00-0:01:00
Cлайд 34
Учитель: северно-западный Китай населяют преимущественно животные пустынь и полупустынь. Здесь сохранилась дикая лошадь Пржевальского и кулан. В юго-западном Китае можно встретить большую и малую панду (бамбуковый медведь). Гигантская панда весит 135 кг., питается бамбуком. В настоящее время панды живут в заповедниках.
Cлайд 35
VII Население Учитель: по численности населения Китай занимает 1 место среди государств мира (2013 год – 1350 млн. человек). Население Китая составляет пятую часть населения земного шара. Китай – многонациональное государство. Более 93% населения составляют китайцы (этническая группа – хань). На территории Китая проживает еще 54 этнические группы: монголы, казахи, киргизы, корейцы, маньчжуры, тибетцы и другие. Государственный язык – китайский. Существует большое количество диалектов китайского языка, которые различаются между собой настолько существенно, что китайцы разных провинций не могут понять друг друга. Сейчас в Китае проводится политика формирования единого национального языка.
Cлайд 36
Столица Китайской народной республики – Пекин – важный политический, экономический и культурный центр страны. Вопрос: назовите крупные города Китая, они расположены в восточной части страны (учебник, стр. 170) Ответ: Шэньян, Пекин, Тяньцзинь, Шанхай.
Cлайд 37
VIII Закрепление Ответьте на проблемный вопрос: почему на северо-западе и севере Китая находятся крупнейшие пустыни? (Такла-Макан, Гоби). Ответ: в этой части страны климат очень сухой. Пустыни находятся в глубине материка и ветры с океана почти не приносят дождя. Китай – страна с богатой историей. Именно здесь впервые были созданы бумага, магнитный компас, механические часы, зеркало. Ответьте устно, как человек использует эти предметы в наше время.
Cлайд 38
Как человек использует эти предметы в наше время?
Cлайд 39
3. Назовите пять видов растений и животных, встречающихся в Китае. Ответ: Растения: даурская лиственница, корейский кедр, дуб, клен, лавр, магнолия. Животные: лошадь Пржевальского, кулан, волк, лиса, большая и малая панды. 4. Разгадай ребусы.
Cлайд 40
Урок китайского языка
Cлайд 41
Диалог между двумя учениками с переводчиком Ученик 1 Ученик 2 Переводчик Нихао Здравствуй Нихао Здравствуй ВотяоАня.Ниитяошэммаминцз Меня зовут Аня. Как тебя зовут? ВотяоАлександр Меня зовут Александр Ниньчжуцзайшеммаченши В каком городе ты живешь? ВочжуцзайВладивостокченши Я живув городе Владивосток Во юигэлиу У меня для тебя подарок Сесе Спасибо