Сегодня мы отправимся туда, Где пресная плещется вода. Чтоб тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать! Корниенко О.Ю.
Cлайд 2
Корниенко О.Ю. Кроссворд Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон. Место, где река берёт своё начало. Нижняя часть горы, холма. Есть у оврага, холма, горы. Самое тёплое море России. Форма поверхности. Вся территория земной поверхности разделена на природные … Г 1 о А Р В С Т 2 И К А О 3 П Д О Ш В О 4 С К Л Н О Н Р Ё 5 Ч Е Р О М Е Ы М 6 Х О Л 7 З О Н О Корниенко О.Ю.
Cлайд 3
Корниенко О.Ю. Водоёмы нашего края. Познакомиться с водоёмами нашего края; Вспомнить типы водоёмов, их значение и их охрана; Проявлять интерес, мышление, умение рассуждать и анализировать. Корниенко О.Ю.
Cлайд 4
Корниенко О.Ю. Закрепление. Какой является поверхность нашего края? Как образуются овраги и какие существуют способы борьбы с ними? Что вы узнали о пещерах? Корниенко О.Ю.
Cлайд 5
Корниенко О.Ю. Разгадайте, ребятки, такую загадку: Я и тучка, и туман, и река, и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. Вода Каким цветом обозначена вода на карте? Если раскрутить глобус, какой стала Земля? Почему? Так как 2/3 земной поверхности занимает вода. Одинаковая ли вода на вкус? Какая вода в водоёмах нашего края? А где солёная? Какие водоёмы вы знаете? Корниенко О.Ю.
Cлайд 6
Корниенко О.Ю. Водоёмы Естественные: Река Озеро Море Океан Ручей Болото Искусственные: Канал Водохранилище Пруд Корниенко О.Ю.
Cлайд 7
Корниенко О.Ю. Работа с картой Карелии. Назовите естественные водоёмы нашего края? Перечислите искусственные водоёмы края. Корниенко О.Ю.
Cлайд 8
Корниенко О.Ю. Какая река протекает в нашем посёлке? Вспомните схему реки: Как называется начало реки? Место впадения реки в другой водоём? Что ещё имеет река? Русло, левый и правый берега, левый и правый притоки. Как определить, где левый приток, а где правый? Встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левые. Корниенко О.Ю.
Cлайд 9
Корниенко О.Ю. Все обходят это место: Здесь земля – как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги. Болота В какой части нашего края находятся эти водоёмы? Очень много болот на севере Карелии. А как образовались болота? Корниенко О.Ю.
Cлайд 10
Корниенко О.Ю. История образования болот. Всё началось 15000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. Но климат менялся, и они начали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками заполнялись водой. А так как в низинах нет стока воды, в таких местах образуются болота. В болоте вода стоячая, поэтому она постепенно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам очень опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи. Корниенко О.Ю.
Cлайд 11
Корниенко О.Ю. Растения и животные болот. Назовите ягоды, которые растут на болоте. Какие ещё растения можно встретить на болоте? Корниенко О.Ю.
Cлайд 12
Корниенко О.Ю. Росянка – хищное растение. Её листья покрыты волосками, на которых капельки жидкости, похожие на росинки. Жидкость привлекает насекомых. А когда садится насекомое на лист, то приклеивается. Лист закрывается, насекомое переваривается, остаётся только твёрдый хитиновый покров и крылышки. Корниенко О.Ю.
Cлайд 13
Корниенко О.Ю. Сфагнум – мох, который можно увидеть на болоте. Он может быть зелёным, бурым, белым и даже красным. Растёт он всю свою жизнь. Верхняя часть растёт, а нижняя отмирает, образуя торф. В переводе с греческого «сфагнум» - «губка». Этот мог может впитывать очень много воды – в 30-40 раз больше, чем весит сам! Корниенко О.Ю.
Cлайд 14
Корниенко О.Ю. Кукушкин лён – мох. Часто растёт рядом с о сфагнумом. Этот мох жёсткий и упругий, в отличии от сфагнума. Вытягивается в высоту до 40 см. Корниенко О.Ю.
Cлайд 15
Корниенко О.Ю. Чем мхи отличаются от других растений? Стебли травянистые, растут в воде. Размножаются мелкими спорами – особыми видами пыльцы, которые разносятся ветром. Почему мало на болотах деревьев? На болоте очень много влаги. Многие минеральные вещества вымываются, корни растений вымокают и задыхаются без воздуха. Корниенко О.Ю.
Cлайд 16
Корниенко О.Ю. Физминутка По болоту мы пойдём, много клюквы наберём – кислой, приятной, Очень ароматной! Корниенко О.Ю.
Cлайд 17
Корниенко О.Ю. Какие животные приспособились к условиям жизни на болоте? Лоси – с их длинными ногами болото не страшно. Они любят водоросли, даже ныряют в воду за ними. Птицы. У них длинные ноги и клювы для добычи пищи. Они умеют летать, а утки ещё и плавают. Выпь – интересная птица, с полосатой окраской, для маскировки. Охотится она ночью: долго стоит у воды и выжидает добычу. Как только увидит малька, головастика, рыбёшку, делает молниеносный выпад – и добыча оказывается в клюве. Голос выпи похож на вой. Лягушки. Насекомые. Корниенко О.Ю.
Cлайд 18
Корниенко О.Ю. Физминутка Мы немного отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд. Мы на пляже, Солнце жжёт. Побежим скорее в реку, Окунёмся, поплывём. Ах, какая благодать! Но и меру надо знать. Побежим скорее в класс, Там послушаем рассказ! Корниенко О.Ю.
Cлайд 19
Корниенко О.Ю. Какую роль играет водоём в жизни человека и природы? Место отдыха; Для питья и приготовления пищи; Дом для растений и животных; Вода нужна для хозяйственных нужд; Для перевозки грузов; Для работы фабрик и заводов. Корниенко О.Ю.
Cлайд 20
Корниенко О.Ю. Экология. Правила поведения у водоёмов. Нельзя бросать мусор в воду. Нельзя оставлять мусор на берегу. Нельзя мыть велосипеды и другие транспортные средства в водоёмах и вблизи от них. Нельзя, чтоб в водоёмы попадали сточные воды с фабрик, заводов и полей. Корниенко О.Ю.