География России, 8 класс, учебник под редакцией А.И. Алексеева Урок № 17 МОУ Шалдежская средняя общеобразовательная школа Семеновский район Шашкова А.Я., учитель географии 2008год
Cлайд 2
Цель урока: Выявить типы озерных котловин по происхождению и особенности классификации подземных вод, ледников. Познакомиться с географией озер, болот, многолетней мерзлоты и ледников России.
Cлайд 3
Понятия: -типы озерных котловин( тектонические, ледниково-тектонические, ледниковые, карстовые, старицы, термокарстовые, вулканические ); -сточные и бессточные озера; - грунтовые и артезианские воды, родник; - многолетняя (вечная) мерзлота.
Cлайд 4
Географическая номенклатура:
Cлайд 5
по сточности по солености ОЗЕРА по происхождению 1.________ 2.________ 3.________ 4.________ 5.________ 6.________ Что такое озеро? ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
Cлайд 6
Задание в паре №1: Назовите и покажите по физической карте России крупнейшие озера. Задание в паре №2: Работа с картой, с учебником (стр.105-106): приведите примеры сточных и бессточных озер России. Задание в паре №3: Работа с учебником прочитайте текст (стр.104), подготовьте ответ на вопрос: какое значение имеют озера в природе и жизни человека? Задание №4 (опережающее): мультимедийная презентация «Озера России».
Cлайд 7
Здесь, словно в сказке, каждая тропа Вас к роднику выводит непременно, Как будто в ней красоты всей вселенной. А.Я.Яшин 1. Что такое подземные воды? 2.Какие воды называются грунтовыми? 3. Какие воды называются межпластовыми? 4. Что такое ключ (родник)?
Cлайд 8
Фронтальная работа: 1. прочитайте текст учебника на стр. 106; 2. составьте схему «Типы подземных вод». Типы подземных вод Каково значение подземных вод в природе и хозяйственной деятельности человека?
Cлайд 9
Фронтальная работа: Определите по физической карте России районы распространения болот.
Cлайд 10
Фронтальная работа с учебником: 1. прочитайте текст на стр. 107-108, 2. ответьте на следующие вопросы: -В какой части России распространена многолетняя мерзлота? -Что такое многолетняя мерзлота? -Каковы причины образования многолетней мерзлоты? -Какое влияние оказывает многолетняя мерзлота на природу и хозяйственную деятельность человека?
Cлайд 11
Дома на сваях в Норильске Как повлияет потепление климата на площадь распространения многолетней мерзлоты? К каким последствиям это может привести?
Cлайд 12
Что такое ледник? Что такое снеговая линия? Условия образования ледника. Типы ледников. Работа с учебником (стр. 108): 1.Какова роль ледников в природе и жизни человека? 2.В какой части России распространены покровные ледники? 3.Где в нашей стране распространены горные ледники?
Cлайд 13
Выберите озеро, имеющее тектоническое происхождение: 1). Ладожское. 2). Байкал. 3). Онежское. 2. Выберите озеро, имеющее ледниково-тектоническое происхождение: 1). Ладожское. 2). Селигер. 3). Кроноцкое. 3.Выберите озеро, имеющее вулканическое происхождение: 1). Валдай. 2). Кроноцкое. 3). Псковское. 4.Какую территорию в России называют озерным краем? 1). Карелию. 2). Камчатку. 3).Саяны. 5. Самое большое бессточное озеро России – 1). Байкал. 2). Баскунчак. 3).Ильмень. 6. Городами на сваях являются: 1). Норильск и Мирный. 2).Новосибирск и Омск. 3). Архангельск и Санкт- Петербург. 7. Почти 95% ледников России это- 1). Горные ледники. 2). Покровые ледники. 8. Самые крупные ледники в России: 1).Ледник Безенги на Кавказе. 2).Ледник Багдановича на Камчатке. 3).Оба ответа правильные.
16, вопрос №5, стр.109 Заполнить таблицу «Озера России Индивидуальные задания к конференции «Человек и вода» Отметить на к.карте озера (номенклатура). Информация для любознательных: http://archive travel.ru/
Cлайд 16
Россию можно назвать страной озер и такого феномена природы, как вечная мерзлота. Наша страна необычайно богата разнообразными подземными водами, образующими обширные подземные моря. А в ряде районов на Крайнем Севере и высоко в горах все еще продолжается оледенение – распространены покровные и горные ледники.
Cлайд 17
В презентации использованы фотографии Мерзлова Н.М. (слайд №1),Храмцовой Н. (слайды № 5,12,16)