Северо-Кавказский экономический район Состав ФГП и ЭГП Природные условия и ресурсы Население Хозяйство Транспортная сеть Проблемы и перспективы
Cлайд 2
Природные условия и ресурсы Природные ландшафты Северного Кавказа многообразны. Здесь есть горные хребты и степные равнины, бурные горные реки и пересыхающие озёра, оазисы субтропической растительности на черноморском побережье и холодные снежные вершины Кавказских гор. Самая высокая точка РФ - г. Эльбрус (Республика Кабардино-Балкария) . Разнообразие природных условий объясняется географическим положением и особенностями рельефа, что в свою очередь влияет на расселение людей и их хозяйственную деятельность. По природным условиям район делится на три зоны: Равнинную Предгорную Горную
Cлайд 3
Равнинная (степная) занимает большую часть территории и простирается от реки Дон до долин рек Кубань и Терек. Предгорная зона располагается южнее и протягивается небольшой полосой с северо-запада на юго-восток. Предгорье постепенно переходит в систему горных отрогов Кавказа (горная часть) . Район обладает плодородными землями (на равнинах) и естественными пастбищами (в предгорьях) . Горные раки обладают большим гидроэнергетическим потенциалом, а воды равнинных рек используются на орошение. Основной недостаток природных условий неравномерная обеспеченность водными ресурсами. Лучше обеспеченна влагой западная часть, особенно Черноморское побережье и склоны гор. Северо-восток и восток района безводны, засушливы. Великая роль района как основной рекреационной зоны России (известные курорты Черноморского побережья и Кавказских минеральных источников, турбазы в горах Кавказа) . Предгорье Большого Кавказа кладовая химического, металлургического, строительного сырья, энергетических ресурсов (в том числе топливных - нефти и газа) . Природный газ имеется в Краснодарском и Ставропольском краях, нефть - в Чеченской республике и Адыгее. Руды цветных и редких металлов (цинк, свинец, вольфрам, молибден) добывают в горных республиках (Северная Осетия, Кабардино-Балкария) , уголь - в Ростовской области (российская часть восточного крыла Донбасса) .
Cлайд 4
Из природных ресурсов района общесоюзное значение имеют сельско-хозяйственные угодья, запасы природного газа и нефти (С.-К. э. р. — одна из старейших нефтегазоносных областей, в пределах которой расположены Грозненский, Майкопский, Ставропольский и Дагестанский районы), каменного угля (часть Донбасса), руд свинца и цинка (месторождения Садонское, Згидское), вольфрама и молибдена (Тырныауз), каменные соли (Шедокское), карбонатного сырья для химической и цементной промышленности (район Новороссийска), стройматериалов. Разнообразие и богатство минеральных источников, живописная, полная контрастов природа, целебный климат предгорий при выгодном транспортно-географическом положении способствовали развитию общесоюзной рекреационно-курортной специализации С.-К. э. р.; ежегодно здесь отдыхают 4—5 млн. чел. В районе сложились и продолжают развиваться причерноморская группа городов-курортов (Сочи, Анапа, Геленджик), старейшая в стране группа Кавказских Минеральных Вод (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск), курорты и туризм в районах Приэльбрусья, Казбека (Нальчик, Тамиск, Нарткала, Цей, Домбай, Архыз, Теберда). Формируется новый курортный район в приморской части Дагестана (Талги).
Cлайд 5
Транспортная сеть Развитие транспортной сети связано с обслуживанием самого района, обеспечением транзитных транспортно-экономических связей Закавказья с другими районами страны и внешнеторговых связей СССР через Новороссийск, Туапсе и другие порты. На долю внутрирайонных связей приходится примерно 1/3 перевозок грузов. В межрайонном грузообмене вывоз незначительно превышает ввоз. Вывозятся в основном уголь, нефтегрузы, машины, хлебные грузы. Ввозятся сырая нефть, лесные грузы, прокат чёрных металлов, минеральные удобрения, машины, концентрат руд цветных металлов, цемент.
Cлайд 6
Железнодорожный транспорт обеспечивает 4/5 грузо- и 3/4 пассажирооборота Протяжённость сети железных дорог 5,9 тыс. км(1974),изних 2031 км электрифицированных . Конфигурацию железнодорожной сети определяют две пересекающиеся района. в Тихорецке магистрали: Миллерово — Ростов-на-Дону — Армавир — Гудермес — Махачкала — Баку и Волгоград — Сальск — Краснодар — Новороссийск, от которых отходят многочисленные линии на Украину, в Центральное Поволжье, Закавказье. Ж.-д. сеть района связана с ж.-д. сетью Крыма паромной переправой через Керченский пролив Большой Кавказ пересекают железнодорожной линии Армавир — Туапсе и строящаяся (1976) Краснодар — Туапсе. Протяжённость сети трубопроводов примерно вдвое превышает сеть железных дорог. Добываемая в районе нефть идёт на местные нефтеперерабатывающие заводы; по продуктопроводу Грозный — Трудовая транспортируются светлые нефтепродукты в район Донбасса. Для доставки сибирской и поволжской нефти в район и на экспорт сооружен нефтепровод Куйбышев — Тихорецк — Новороссийск. Сеть магистральных газопроводов связана с газопроводами Центра, Украины, Поволжья и Закавказья. Длина автодорог с твёрдым покрытием 40,3 тыс. км (1974). Главный, или Водораздельный, хребет пересекают Военно-Сухумская дорога (на высоте 2816 м), Военно-Осетинская дорога (на высоте 2829 м) и Военно-Грузинская дорога (на высоте 2388 м). Развит воздушный транспорт. Длина судоходных речных путей — 1,6 тыс. км. Важнейшее звено единой транспортной сети — Волго-Донской канал, для усиления которого ведутся работы по шлюзованию нижнего Дона, построен Николаевский комплексный гидроузел.
Cлайд 7
Перспективы развития В настоящее время Северо-Кавказский экономический район, так же как и другие районы России, испытывает жесточайший кризис, спад производства во всех сферах экономики, что отя гощается национальными конфликтами, межэтническими про блемами, проявлениями терроризма. Поэтому главной задачей перспективного развития этого сложнейшего региона являются стабилизация политической и экономической обстановки, про ведение экономических рыночных реформ, развитие многообра зия всех форм собственности, предпринимательства и особенно первоочередное решение социальных проблем. В настоящее время в Северо-Кавказском экономическом районе выполняются целевые федеральные программы «Каспий» и «Горы», финансируемые из государственного бюджета. «Каспий» ставит целью улучшение рыбного поголовья ценных пород на Каспии, реконструкцию и строительство новых пор тов, освоение континентального шельфа для добычи нефти и газа. Программа «Горы» ставит задачей освоение земель предго рий под сельскохозяйственное производство за счет фермерских и личных подсобных хозяйств и развитие социальной инфра структуры национальных районов Северного Кавказа. Презентацию выполнил Окороков Дмитрий