Национальные особенности русской философии Т. Ю. Быстрова 2011
Cлайд 2
Эпиграф «Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода…» «Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок» П. Я. Чаадаев «Философические письма»
Cлайд 3
Эпиграф «Меня мало интересует продукт моего творчества, его совершенство. Меня интересовало выразить себя и крикнуть миру то, что мне открывает внутренний голос как истину» Н. А. Бердяев Найдите и разместите здесь цитату какого-либо русского философа, характеризующую, с вашей точки зрения, своеобразие русской мысли.
Cлайд 4
Характерные черты русской философии По В. В. Зеньковскому, до XIX века развитие философской мысли в религиозном миросозерцании. Запад – наследники античности и средневековья, с готовой философской терминологией. В России с XIX в. – совместить ученичество и свободное собственное творчество.
Cлайд 5
Характерные черты русской философии По В. В. Зеньковскому, не столько гносеология, сколько онтология. «Философия есть там, где есть искание единства духовной жизни на путях ее рационализации». В России познание признается лишь частью и функцией «нашего действования в мире». Его смысл, задачи и возможности определяются из общего отношения человека к миру. Русский онтологизм выражает не примат «реальности» над познанием, а включенность познания в наше отношение к миру, «действование» в нем.
Cлайд 6
Характерные черты русской философии По Б. В. Емельянову, социальная ориентированность русской мысли. Мысль в гуще жизни, пытается не только анализировать ее, но и влиять на нее.
Cлайд 7
Характерные черты русской философии По В. В. Зеньковскому, антропоцентризм русского философствования. Тема человека. Доминирование моральной установки. Внимание к социальной проблематике. В анализ действительности привносится оценочный момент. Отсюда невозможность разделять теоретическую и практическую сферу. (Т.Б.: например, осмысление иконописи как «умозрения в красках» у П. А. Флоренского)
Cлайд 8
Характерные черты русской философии: антропоцентризм В. С. Соловьев: В человеке «вся тайна абсолютно становящегося». «В человеке природа перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного» // Чтения о Богочеловечестве.
Cлайд 9
Характерные черты русской философии: антропоцентризм П. А. Флоренский: «Ведь художник есть чистое простое око, взирающее на мир, чистое око человечества, которым оно созерцает реальность. И, изучая чистые линии реальности, художник показывает их нам, и тогда мы начинаем видеть их». «Цель художества – преодоление чувственной видимости, натуралистической коры случайного, и проявление устойчивого, неизменного, общеценного и общезначимого действительности» // Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях.
Cлайд 10
Характерные черты русской философии По В. В. Зеньковскому, синтетичность мысли. Установка на преодоление спора в позициях; синтез научного, художественного, религиозного подходов; познание целого и участие всех познавательных способностей и т.п.
Cлайд 11
Характерные черты русской философии: антропоцентризм По Б. В. Емельянову, трактовка человека преимущественно не как индивида, а как части целого. Проблемы индивидуализма, субъективности, «Я» – на втором плане. Чаще всего «Мы»-философия (С. Л. Франк). Тема соборности, единства (В. С. Соловьев, А. С. Хомяков и др.)
Cлайд 12
Характерные черты русской философии Очень рано – о месте человека, человечества и России во вселенной. Космизм русской мысли, который выражается в т.ч. через художественную и архитектурную практику (А. Скрябин, И. Леонидов). Сциентистское, научно техническое направление: К. Циолковский, В. Вернадский)
Cлайд 13
Характерные черты русской философии «Философия сердца». Высокий эмоциональный накал. Мировоззренческий поступок. Исповедальность.
Cлайд 14
Характерные черты русской философии По Б. В. Емельянову, заинтересованность в читателе, слушателе, открытость философского знания. Малые жанры, рецензии, статьи, открытые письма, философская публицистика. Использование периодических изданий. Отсюда – простота изложения.