СТО КОПЕЕК ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ Аргументация экзаменуемым собственного мнения
Cлайд 2
Аргументация экзаменуемым собственного мнения Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку/И.П. Цыбулько, В.Н. Алексаендров, Ю.Н.Гостева и др. – М.: ООО «ТИД «Русское слово и- РС», 2009. – 152с.
Cлайд 3
Cлайд 4
Аргументация экзаменуемым собственного мнения эксплицитной, когда автор сочинения чётко формулирует свою позицию и объясняет её; имплицитной, когда позиция прямо не выражена отдельными фразами, но отношение к проблеме достаточно ясно передано и мотивировано через общий модальный план высказывания (оценочную лексику, риторические вопросы и т. п.).
Cлайд 5
Сочинение-рассуждение Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.
Cлайд 6
Сочинение-рассуждение В тексте обычно выделяются 3 части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, сопровождаемое примерами; 3) вывод или заключение.
Cлайд 7
Схема рассуждения
Cлайд 8
Рассуждение Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое.
Cлайд 9
Рассуждение Грамматическая связь между тезисом и аргументами или между аргументами нередко осуществляется с помощью вводных слов: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом. В рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как, вследствие чего и др.
Cлайд 10
Аргументы 2 аргумента: один из которых взят из художественной литературы (чаще всего это какой-либо герой произведения), публицистики (в тексте должны быть ссылки на известных журналистов или знакомые факты), научной литературы (широко распространенные сведения, факты из биографии великих ученых) , а другой аргумент из жизненного опыта, знаний – это может быть пример какого-либо фольклорного жанра (пословица, поговорка, строчки из песни и пр.) Два аргумента взяты из художественной, публицистической или научной литературы Два аргумента могут быть основаны на жизненном опыте
Cлайд 11
Аргументы Рациональные (логические): реальные факты, статистические данные, законы природы, выводы науки, положения официальных документов Иллюстративные: конкретные примеры из жизни, примеры из художественной литературы, предположительные примеры. Ссылки на авторитет: мнения известных или выдающихся людей, цитаты из авторитетных источников, мнения очевидцев, общественное мнение.
Cлайд 12
На эту тему Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации: рецензии на 20 баллов (рекомендации, уроки, дидактический материал, образцы сочинений) / авт.-сост. Н.Я. Нелюбова и др. – Волгоград: Учитель, 2010. -199 с.) Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учеб.пособие для 10-11 кл. / В.Н.Александров, О.И. Александрова. -3-е изд.- Челябинск: Взгляд, 2005. –127с.) Марина Карнаухова "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Соколова Н.П. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ.-Ростов-на-Дону.-Феникс, 2009- 281с.
Алгоритм проверки экспертом работы критерию К 4 Следует выделить ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию аргументации. Установить соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается). Оценить степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии. Установить соответствие аргумента смысловой функции: приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествователь ный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение. Определить количество аргументов
Cлайд 15
Оценка «5» ставится за работу, в которой пишущий сочинение «выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)»