Конкуренция и типы рынков Сущность и роль конкуренции в экономике
Cлайд 2
Сущность и роль конкуренции в экономике В научном языке существует два различных понимания термина «конкуренция»: Конкуренция как характеристика рыночной структуры (конкурентный рынок, совершенная, монополистическая конкуренция). Конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке (конкурентная борьба, ценовая и неценовая конкуренция)
Cлайд 3
Сущность и роль конкуренции в экономике Термины, используемые для обозначения различных типов рыночных структур, пришли из греческого языка и характеризуют: с одной стороны, принадлежность экономических субъектов к продавцам или покупателям; с другой стороны, их численность.
Cлайд 4
Сущность и роль конкуренции в экономике Рыночная структура отражает все наиболее важные аспекты рынка: количество фирм в отрасли; характер производимого продукта; возможности входа и выхода из нее фирм; количество покупателей; способность отдельной фирмой воздействовать на рыночные цены.
Cлайд 5
Сущность и роль конкуренции в экономике 1. Количество фирм в отрасли (одна, несколько, много) – данный критерий описывает не столько количество функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимозависимость между ними.
Cлайд 6
Сущность и роль конкуренции в экономике Количество фирм в отрасли Считается, что фирм в отрасли много, если объем производства каждой относительно невелик, ни одна из фирм не занимает лидирующих позиций и не может угрожать конкурентам. Производителей считается мало, когда фирмы достаточно крупны относительно рынка и деятельность каждой вызывает ответную реакцию со стороны конкурентов. Предельным количеством малого является монополия – отрасль одной фирмы.
Cлайд 7
Сущность и роль конкуренции в экономике 2. Характер производимого продукта (однородный, диверсифицированный, уникальный). Характер продукта оценивается по тому, как воспринимает рассматриваемый товар потребитель.
Cлайд 8
Сущность и роль конкуренции в экономике Однородная продукция – если покупатели не отдают предпочтения какой-либо фирменной марке и воспринимают все товары отрасли как абсолютно совершенные заменители. Дифференцированная продукция – если товары являются несовершенными заменителями ( причем разница между товарами может быть как реальной – по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, так и мнимой – фирменной марке, упаковке, рекламе). Уникальная продукция – когда у товара вообще нет заменителей.
Cлайд 9
Сущность и роль конкуренции в экономике 3. Степень влияния фирмы на рыночные цены, или рыночная власть фирмы. Данный показатель определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек. L = (P – MC) / P
Cлайд 10
Сущность и роль конкуренции в экономике 4. Возможность входа на рынок для новых фирм и издержки выхода из бизнеса. Данная возможность определяется наличием в отрасли барьеров: барьеры искусственные, связанные с предоставлением ограниченному кругу предприятий лицензий или патентов на какой-либо вид деятельности, различного рода государственными ограничениями, протекционистской политикой и международными торговыми ограничениями; нормативно-правовой базой, регулирующей деятельность данного рынка и т.п. барьеры естественные, причина которых заключается в экономии на масштабах производства и высоком минимально эффективном размере предприятий отрасли, а также в более низких издержках производства у действующих предприятий, по сравнению с «новичками» и т.д.
Cлайд 11
Сущность и роль конкуренции в экономике Основные типы рынков