Конкуренция – экономическое соперничество, которое возникает там, где количество благ ограничено.
Cлайд 3
Конкуренция между покупателями, которые стремятся купить дешевле Конкуренция между фирмами, которые стремятся продать дороже
Cлайд 4
Конкуренция между фирмами (производителями или продавцами) – за покупателя, т.к. каждая фирма стремится продать свой товар, но спрос покупателей не бесконечен (ограничен)
Cлайд 5
Конкуренция Ценовая Неценовая
Cлайд 6
Ценовая конкуренция – ситуация на рынке, когда для привлечения покупателя фирма манипулирует ценой на товар (может предлагать цену ниже, чем конкуренты)
Cлайд 7
Неценовая конкуренция – ситуация на рынке, когда фирма манипулирует качеством товара (может предлагать товар более высокого качества, чем конкуренты, организует послепродажное обслуживание и т.п.)
Cлайд 8
Конкуренция острее там, где: Много продавцов и покупателей; Информация о ценах на товары доступна; Появление новых фирм не осложнено; Товар является однородным и примерно одинакового качества Конкуренция слабее там, где: Число покупателей и продавцов не велико; Отсутствует информация о формировании цены на товар; Существует много разновидностей товара; Появление новых фирм затруднено
Совершенная конкуренция – конкуренция между большим количеством мелких фирм, торгующих однородным товаром, влияние которых на общую ситуацию на рынке не заметно, выход и уход которых с рынка зависит от уровня цен. Например: рынок сельхоз продукции, рынок товаров бытового назначения и.т.п.
Cлайд 11
Характеристики совершенной конкуренции: Продавцов много Товар однородный Возможности проникновения на рынок не ограничены
Cлайд 12
Монополия- ситуация на рынке, когда продажу товара осуществляет один-единственный продавец. Например: рынок природных ресурсов, рынок золота, РЖД
Cлайд 13
Характеристики монополии: Продавец один Товар однородный Возможности проникновения на рынок отсутствуют
Cлайд 14
Монополии: Естественные - когда производство продукта требует уникальных природных условий (минеральный источник) и когда нецелесообразно существование более одного производителя (водоснабжение города, газпром и т.п.)
Cлайд 15
Монополии: Искусственные - когда несколько крупных фирм объединяются и полностью контролирую рынок (картельное соглашение) Поглощают конкурентов, сливаются т.п. Например: рынок нефти и нефтепродуктов
Cлайд 16
Борьба с монополиями: Антимонопольное законодательство Закон о конкуренции и ограничении монополистической конкуренции на товарных рынках
Cлайд 17
Олигополия - ситуация на рынке, где господствуют несколько крупных продавцов, конкурирующих между собой за покупателя посредством неценовой конкуренции (повышение качества, улучшения сервиса, реклама и т.п.) Например: рынок автомобилей, авиа рынок и т.п.
Cлайд 18
Характеристики олигополии: Продавцов мало Товар неоднородный Возможности проникновения на рынок ограничены
Cлайд 19
Монополистическая конкуренция - ситуация на рынке, где много продавцов продукция которых защищена патентом или торговой маркой Например: рынок парфюмерии, рынок модной одежды и т.п.
Cлайд 20
Характеристики монополистической конкуренции: Продавцов много Товар неоднородный Возможности проникновения на рынок ограничены, защищены патентом