Глобальные экологические проблемы Химия и экология
Cлайд 2
Целью нашего семинара является Определение взаимосвязи экологической науки с химической наукой. Выявление точек соприкосновения этих наук в курсе изучения Химии в средней школе. Возможно ли более глубокое взаимопроникновение этих наук в системе внеклассной работы.
Cлайд 3
Перед вами раздаточный материал Пожалуйста, сформулируйте определение: Экология………. Подумайте, что понимает под термином «Экология» рядовой обыватель. Почему эти определения не совпадают?
Cлайд 4
Э к о л о г и я Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Экологию называют также научной основой рационального природопользования и охраны живых организмов.
Cлайд 5
Особенности современного экологического кризиса. Современный глобальный экологический кризис уже не первый в длительных геологических эпохах Земли. Ранее глобальные экологические катастрофы в истории Земли вызывались разными естественными планетарными и космическими причинами (причины их во многом до конца не установлены). Теперь же главнейший фактор глобального экологического кризиса на Земле – ЧЕЛОВЕК.
Cлайд 6
Какие проблемы считают глобальными? Какие из них породила химическая индустрия?
Cлайд 7
Каково место экологии в системе наук? Как самостоятельная дисциплина Экология в школе не преподается. Экология рассматривается как составная часть Биологии. Острейшие экологические проблемы при этом сводятся лишь к вопросам загрязнения атмосферы и гидросферы, причем виновата всегда Химия.
Cлайд 8
Возможно ли составление надпредметных задач экологической направленности.? Рассмотрим пример.
Cлайд 9
Рассмотрим пример. Тема «Полимеры».
Cлайд 10
Давайте поразмышляем….. Объемы производства полимеров во всем мире огромны, например, мировое производство одного из наиболее распространенных полимеров – полиэтилена достигает десятков миллионов тонн в год. (Если его весь переработать в обычной толщины пленку – можно покрыть территорию всей Франции). Учитывая многолетнее производство этого полимера, можно предположить……..
Cлайд 11
Как поступить с отработанным полимером? Утилизировать. Сжечь. Однако при этом в лучшем случае получатся углекислый газ и вода (…а что в худшем?), исходные мономеры вернуть не удастся. Углекислый газ способствует парниковому эффекту. Вторичная переработка. Однако получаются «грязные» изделия товарный вид которых и потребительские качества не смогут конкурировать с первичными изделиями.
Cлайд 12
Давайте вспомним о второй жизни автомобильных покрышек. Шины не выбрасывают а измельчают до частиц в 1 мм и более. Эти частицы добавляют в материалы для покрытия дорог. Частицы размером около 0,01 мм. добавляют в каучуки при производстве новых шин, причем качество таких шин не уступает исходным.
Cлайд 13
Как быть с полиэтиленом? Загрязненные изделия из полиэтилена можно переработать в….. Пластины для кровельного материала Поддоны Упаковочный материал для строительных смесей ……..
Cлайд 14
Проблема для химиков будущего Синтез «экологически чистых полимеров» и изделий из них (речь идет о полимерах и материалов из них, способных более или менее быстро разлагаться в природных условиях). Должен соблюдаться принцип НУЖНО ПРОИЗВОДИТЬ ТО, ЧТО ПРИРОДА СПОСОБНА РАЗРУШАТЬ.
Cлайд 15
Задание 4-м творческим группам (8,9,10,11 кл.) Какие темы курса Химии могли бы включать элементы экологии? Какие темы курса обязательно должны их включать. Почему? Обсудите в группе такую возможность (какой материал надо подобрать, как включить в систему уроков по теме, какое время на уроке отвести, какова должна быть рефлексия учащихся на данное включение), приведите конкретный пример.
Cлайд 16
Спасибо за работу! Напоминаю, что срок сдачи зачетной работы по составлению надпредметных ситуационных задач истекает 29.01.