Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы Автор: Зайцева Ольга Аркадьевна, учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ СОШ №151 с углублённым изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода 2013 год Авторская линия Н.И.Сонина и М.Р.Сапина «Биология. Человек. 8 класс» Тема «Кровеносная и дыхательная система»
Cлайд 2
Цель презентации: обобщение педагогического опыта по теме. Тема методической разработки «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках путем использования современных образовательных технологий при изучении раздела «Кровеносная и дыхательная система» в курсе биологии 8 класса»
Cлайд 3
Содержание 1. Пояснительная записка 2. Принципы отбора содержания 3. Дидактические цели раздела 4. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5. Ожидаемые результаты 6. Образовательные технологии 7. Формы организации учебной деятельности 8. Место раздела в учебном плане 9. Календарно-тематическое планирование 10. Учебно-методический комплекс 11. Разработки уроков
Cлайд 4
Пояснительная записка Настоящая программа предусматривает изучение учащимися теоретических, практических и здоровьесберегающих основ анатомии и физиологии человека. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на изучение строения и функций систем органов, сохранение здоровья человека, профилактику алкоголизма, курения. хронических заболеваний и соблюдения правил гигиены. В разделе «Кровеносная и дыхательная системы» сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по строению органов кровеносной и дыхательной систем, выполняемым функциям, возрастным изменениям в работе органов. Программа предусматривает проведение лабораторных работ, связанных с измерением ЧСС, артериального давления, скорости кровотока, реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку, определением частоты дыхания, развитием навыков оказания первой помощи при кровотечениях. В разделе обозначены межпредметные связи с физикой, ОБЖ, физической культурой, с дисциплинами изученными в курсах «Живой организм»(6 кл.) и «Многообразие живых организмов» (7 кл.).
Cлайд 5
Принципы отбора содержания образования основаны на: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта: Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы. Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Е.К. Захарова (2010). Требования к подготовке выпускников. В соответствии с основными дидактическими принципами: сознательности (осознания целей обучения обучаемыми), значимости для учащихся усваиваемого содержания, соответствия применяемых методов, форм и средств обучения изучаемому материалу, систематичности и последовательности (способ расчленения материала на части, которые нужно усвоить), природосообразности (обучение определяется развитием доступности (от известного –к неизвестному, от легкого – к трудному), наглядности (привлечение разных органов чувств к восприятию), связи теории с практикой (соотношение теории и упражнений), а также принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Психологические особенности обучающихся
Cлайд 6
Дидактические цели раздела «Дыхательная и кровеносная система»
Cлайд 7
Психолого-педагогическая характеристика учащихся Учащиеся 8 класса характеризуются достаточно высоким уровнем осведомленности, умением получать информацию из различных источников, умением выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-следтвенные связи, сравнивать и делать общие выводы. Возраст учащихся (13-15 лет) - период наиболее бурного протекания так называемого пубертатного периода – целой эпохи в жизни ребёнка. Одно из центральных мест в ней принадлежит половому созреванию, и оно, по словам профессора И.С. Кона, становится стержнем, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Для ребят этого возраста очень важно, как они развиваются, соответствует ли их развитие тому, что они знают и что видят у сверстников. Поэтому изучение анатомии, физиологии, психологии человека для них сейчас особенно актуально.
Cлайд 8
Ожидаемые результаты освоения раздела программы Учащиеся должны знать: Состав и функции крови; Виды иммунитета, основы переливания крови; Особенности кровообращения человека; строение различных кровеносных сосудов, особенности кровотока в них Строение, функционирование, расположение органов дыхания Механизмы дыхательных движений, особенности газообмена в лёгких и тканях Учащиеся должны уметь: распознавать части кровотока; характеризовать особенности строения сердца, сосудов, органов дыхания; Оказывать первую помощь при ранах, различных видах кровотечений; показывать на модели органы дыхательной и кровеносной систем; устанавливать связь между строением и выполняемыми функциями изучаемых органов; между работой данных систем и здоровьем человека в целом; применять коммуникативные и информационные умения; развивать способности к контролю и самоконтролю, к творческому решению учебных и практических задач.
Cлайд 9
Образовательные технологии организации деятельности обучающихся Используемые технологии: 1) информационно-коммуникационные технологии; 2) технология проблемного обучения; 3) здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнатика, упражнения для улучшения кровообращения).
Cлайд 10
Использование ИКТ при изучении темы позволяет - сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; -эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся; -индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации; - совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи.
Cлайд 11
Здоровьесберегающие технологии: упражнения, помогающие улучшить крово- и лимфообращение, питание сосудов головы и обменные процессы, повысить тонус мышц: И. п. – сидя, руки на коленях. 1 – наклонить голову вправо; 2 – вперед; 3 – назад; 4 – вернуться в и. п. И. п. – сидя, руки на коленях. 1 – наклонить голову влево; 2-3 – перекатить голову назад; 4 – вернуться в и. п. То же вправо. И. п. – сидя, руки на поясе. 1-4 – круговое движение головой влево. То же вправо. И. п. – сидя, руки на поясе. 1-2 – поворот головы влево; 3-4 – вернуться в и. п. То же вправо.
Cлайд 12
Формы организации деятельности Групповые: работа в парах при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний; работа в группах на уроках изучения нового материала Фронтальные: при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе Индивидуальные: на уроках контроля, обобщения и систематизации изученного на этапе закрепления знаний, умений, навыков
Cлайд 13
Место раздела в учебно-тематическом плане № темы Название темы Количество часов 1. Введение в биологию человека 8 2. Координация и регуляция 11 3. Опора и движение 6 4. Кровеносная и дыхательная системы 13 5. Пищеварение 5 6. Обмен веществ 2 7. Выделение. Покровы тела. 4 8. Размножение и развитие 4 9. Высшая нервная деятельность 5 10. Человек и его здоровье 6
Cлайд 14
Календарно-тематическое планирование по разделу Урок 1. Кровь. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови». Урок 2.Иммунитет. Переливание крови. Урок 3.Кровообращение. Урок 4. Работа сердца Урок 5.Движение крови и лимфы. Урок 6.Лабораторная работа «Изучение работы сердечно-сосудистой системы: измерение пульса, кровяного давления, подсчёт ЧСС». Урок 7. Лабораторная работа «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений». Урок 8. Органы дыхания Урок 9. Газообмен. Урок 10. Гигиена дыхания. Конференция по ЗОЖ Урок 11. Лабораторная работа «Дыхательные движения. Определение частоты дыхания» Урок 12-13. Обобщение «Здоровье дыхательной системы — здоровье всего организма» и контрольная работа по разделу «Дыхательная и кровеносная система»
Cлайд 15
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл /авт.-сост. И.Б.Морзунова. – 2-е изд., стереотип. – м.: дрофа, 2009. – с. 50-58. Биология. 8 кл. Человек: Учебник для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2010. Сонин. Н.И. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова. – М.: Дрофа, 2011. Биология. 8 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» / сост. Н.Ю. Спиридонова. – М.: Дрофа, 2010. — (Книга для учителя). Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Человек» / авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек»/ Н.И. Сонин, А.М. Дагаев. – М.: Дрофа, 2007. Абдулгамидов Ч.А.. Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие./ Ч.А. Абдулгамидов, Н.И. Сонин. – М.: Классикс Стиль, 2003. . Учебно-методический комплекс
Cлайд 16
Результативность обучения учащихся Тестирование учащихся после изучения темы показало: Изучив раздел «Кровеносная и дыхательная системы человека», я решил(а): больше заниматься спортом – 76% следить за массой тела – 46% укреплять иммунитет – 34% я научился: - останавливать кровотечения (95%) - диагностировать своё здоровье, подсчитывая ЧСС, измеряя давление, частоту дыхания, объём грудной клетки, ЖЁЛ. (91%) я сделал(ла) вывод: никогда не буду курить – 15% надо беречь свое здоровье – 72%
Cлайд 17
Конференции Конференции отличаются тем, что новые знания учащиеся получают в ходе самостоятельной работы с различными источниками информации: дополнительной литературой, Интернет-сайтами и др. Конференция по материалу данного раздела предполагает подготовку учащихся по темам «Болезни органов кровообращения и дыхания», «Укрепление иммунитета», выступления специалистов разного профиля (врачи, журналисты, врачи, пациенты).
Cлайд 18
Практикумы Практикумы, лабораторные работы углубляют и расширяют знания учащихся при выявлении особенностей строения и связанных с ними функций тканей, органов, систем органов. Развиваются умения применять полученные знания на практике. Работая в парах, группах, между учащимися возникает сотрудничество, взаимопомощь, повышается уровень коммуникативной культуры.
Cлайд 19
Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови» Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп (300х). Цель : 1. Изучить строение крови человека и лягушки. 2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода. Ход работы Рассмотрите препарат крови человека и лягушки, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита. Задание: 1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки. 2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки. Сделайте вывод из этого сравнения. 3. Запишите в тетради, эритроциты, чьей крови - человека или лягушки - способны переносить больше кислорода. Объясните причину. 4. Запишите выводы:
Cлайд 20
Лабораторная работа «Изучение работы сердечно-сосудистой системы: измерение пульса, кровяного давления, подсчёт ЧСС». Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой Ход работы 1. Найдите пульс. 2.Подсчитайте число ударов в спокойном состоянии за 10 секунд. Этот показатель умножьте на шесть, и вы получите ваш пульс за 1 минуту. 3.Сделайте 10 приседаний в быстром темпе, снова подсчитайте число ударов за 10 секунд. Этот показатель умножьте на шесть, и вы получите пульс за 1 минуту. Определите показания за 1 минуту. 4.Свои результаты оформите в виде таблицы. 5.Оцените свои результаты. Почему после физической нагрузки частота пульса увеличилась?
Cлайд 21
Лабораторная работа «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений». Оборудование: жгут, вата, бинт. Внимательно изучите слайды презентации, прослушайте рассказ учителя, отработайте приёмы остановки кровотечений в парах.
Cлайд 22
Лабораторная работа «Дыхательные движения. Определение частоты дыхания» Оборудование: сантиметровая лента, секундомер 1.Измерьте обхват грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Сравните с показателями нормы. 2. Оцените результаты задержки дыхания на вдохе и выдохе. Сравните с нормой. 3. Сделайте вывод о здоровье своей дыхательной системы.