«Причины и профилактика нарушений зрения у школьников» Исследовательская работа
Cлайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых в нашей стране. Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться, о здоровье своем и своих детей. Однако не стоит забывать, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения - глаза.
Cлайд 3
ЦЕЛЬ МОЕЙ РАБОТЫ выявить факторы, отрицательно влияющие на зрение школьника и определить основные правила, которые помогут сберечь зрение
Cлайд 4
ГИПОТЕЗА я предполагаю выявить факторы, отрицательно влияющие на зрение школьника и изменить отношение (моё и моих одноклассников ) к выполнению простых правил по соблюдению гигиены зрения и сохранению нормального зрения.
Cлайд 5
ЗАДАЧИ Изучить теоретические основы данной проблемы. Исследовать строение и функции органа зрения. Совместно с медицинским работником школы познакомиться с данными медосмотра школьников с целью выявления детей с нарушением зрения. Познакомиться с известными методиками профилактических мероприятий по сохранению зрения. Дать рекомендации по гигиене зрения.
Cлайд 6
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Поиск информации Анкетирование Собеседование Статистическая обработка данных
Cлайд 7
Глаз - это сложная оптическая система. Зрение – один из важнейших способов восприятия действительности, данных человеку природой. Как известно, посредством оптической системы глаз мы воспринимаем до 90% информации об окружающем мире.
Cлайд 8
Строение глаза
Cлайд 9
Нарушения зрения Глаукома Близорукость Дальнозоркость Астигматизм Косоглазие Астенопия покраснение глаз снижение остроты зрения двоение предметов боли в области глазниц и лба чувство жжения в глазах Первые признаки нарушения зрения
Cлайд 10
Близорукость и дальнозоркость. Близорукость (плохо видит удалённые предметы) Дальнозоркость (плохо видит близко расположенные предметы) В качестве оптической системы глаз не является совершенным. Важно заметить первые признаки ухудшения зрения, чтобы приостановить или замедлить его дальнейшее развитие.
Cлайд 11
Нарушения зрения у школьников Для коррекции миопии (близорукости) используются очки с рассеивающими стеклами. Коррекция гиперметропии (дальнозоркости) производится выпуклыми стеклами. Диагноз ставится врачом-офтальмологом.
Cлайд 12
Анкетирование 4 «А» класс 19 учащихся 8 «А» класс 22 учащихся
Cлайд 13
Анкета. Фамилия, имя , год рождения и класс Страдаете ли Вы нарушением зрения? а) да б) нет Соблюдаете ли Вы режим дня? а) да б) нет Часто ли Вы подвергаетесь переутомлению в результате загруженности учебной деятельности? а) да б) нет Читая книгу, делая уроки, с какой стороны падает свет? а) слева б) справа в) прямо Читаете ли Вы книги лёжа? а) да б) нет Как давно Вы пользуетесь компьютером: ________________________________________ Сколько времени Вы проводите за компьютером: а) до 2-х часов в день; б) от 2-х до 5 часов в день; в) более 5-ти часов в день. Вызывает ли у Вас работа за компьютером раздражение глаз (покраснение, жжение, зуд, чувство «песка» под веками): а) никогда; б) иногда; в) всегда Какие меры для сохранения зрения Вы принимаете?
Cлайд 14
Результаты анкетирования
Cлайд 15
Cлайд 16
Оценка классных комнат с точки зрения гигиены зрения. №кабинета Естественное освещение (лев. сторона) Подсветка досок Окраска парт Жалюзи Наличие рисунков для гимнастики глаз Столы по размеру Лампы днев.света Или лампы искуст.света с матовыми плафонами 3 + - светлая + - + + 13 + - светлая + - - +
Cлайд 17
Вывод Я выяснила, что некоторые ребята превышают допустимое время работы за компьютером. Кроме того, не все опрашиваемые имеют достаточное освещение рабочего стола. Мало кто уделяет внимание гимнастике для глаз, которая является необходимой мерой профилактики. Перечисленные факторы могут стать причиной снижения зрения.
Cлайд 18
Причины динамики ослабления зрения школьников Увеличение интенсивности зрительных нагрузок Перегруженные школьные программы Доступность электронных средств обучения Несоблюдение гигиены зрения Недостаточная профилактика Неправильная работа родителей и педагогов
Cлайд 19
Профилактика Профилактика — лучший способ сохранить зрение. Если вы работаете за компьютером, много читаете, часто смотрите телевизор, то знайте — ваше зрение постепенно теряет четкость и яркость.
Cлайд 20
Правильный режим дня при школьных нагрузках.
Cлайд 21
Гимнастика для глаз. 1. Не поворачивая головы переведи взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый нижний угол. Повтори 5 – 8 раз. 2. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуем восьмёрку в пространстве по горизонтали, вертикали. 3. С открытыми глазами, не поворачивая головы, напиши в пространстве своё имя, фамилию, сначала маленькими буквами, а потом большими. После чтения, письма снимут утомление следующие упражнения(повторяются 6-8 раз): 1.Крепко зажмурить глаза на 3-5 с; Открыть на 3-5с. 2.Закрыть глаза; Легко массировать веки пальцем круговыми движениями в течении одной минуты.
Cлайд 22
Работа на компьютере и сохранение хорошего зрения. Условия работы на компьютере 1. Рекомендуемое расстояние от глаз до экрана дисплея 60 - 7- см, для слабовидящих - минимально 50 см. 2. Уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/3 его высоты. 3. Экран, тетрадь, текст должны располагаться в одной плоскости. 4. Использование средств коррекции (очки, контактные линзы) и размер шрифта по назначению врача-офтальмолога. 5. Допуск слабовидящих школьников к работе с компьютером с разрешения врача-офтальмолога. Длительность работы с компьютером при нормальном зрении: 5 кл - 15 мин 6 - 7 кл - 20 мин 8 - 9 кл - 25 мин
Cлайд 23
Освещённость рабочего места.
Cлайд 24
Витамин А Витамин А необходим для поддержания нормальной работы сетчатки и содержится в большинстве оранжевых овощей и фруктов. Справедливо считается, что самыми мощными природными глазными витаминами являются черника и морковь. Но не стоит набрасываться на морковь, репу и грейпфруты - в большом количестве «рыжие деликатесы» вредны для печени. Употребление витаминов в пищу.
Cлайд 25
Витамин В Рибофлавин - витамин группы В, помогающий при дистрофии роговицы, содержится в овощах, грибах, кисломолочных продуктах. Витамины группы В положительно воздействуют непосредственно на нервные клетки, то есть на те самые «проводники», по которым передается нервный импульс из сетчатки глаза непосредственно к коре головного мозга.
Cлайд 26
Витамин С А таким важным витамином, как витамин С, богаты шиповник, молодой картофель, квашеная капуста, цитрусовые. Но в продуктах питания концентрация витаминов недостаточна не только для лечения, но и для профилактики глазных заболеваний. Это и заставило офтальмологов многих стран мира «разработать» программные глазные витамины с комбинированным составом компонентов.
Cлайд 27
Cлайд 28
Результаты повторного анкетирования. Цель данного мероприятия - выявление изменений в отношении ребят к гигиене зрения. Анкетирование показало, что 32% детей 8 класса, которые не уделяли внимания профилактике заболеваний глаз, поменяли своё отношение , стали употреблять в пищу витамины, меньше сидеть за компьютером, делать зарядку для глаз, пересмотрели свой режим дня. Так же, как малыши, так и восьмиклассники стали следить за освещением (22%), соблюдением режима дня (24%) , и 32% детей перестали читать лёжа. Радует то, что ученики 4 класса, у которых ухудшение зрения прогрессировало в течение последних 3 лет, так серьёзно отнеслись к этой проблеме.
Cлайд 29
Заключение Я считаю, что лучше не лечить, а предупреждать. Цель моего исследования достигнута, поставленные задачи выполнены. В своей работе я постаралась раскрыть самое основное от строения глаза до правил гигиены зрения. Основное внимание я уделила профилактике нарушения зрения у школьников. Подобрала основные правила и рекомендации, которые помогут в этом. Знания, которые я получила при выполнении данной работы, помогут сохранить зрение не только мне, но и всем учащимся в дальнейшем.
Cлайд 30
Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава? Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет». Советую прислушаться к словам мудрецов и твердо запомнить, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.