Причины неуспеваемости и методы работы со слабоуспевающими Подготовила: учитель математики Филиппова И. В. МОУ Большеуковская СОШ
Cлайд 2
Слабоуспевающих можно классифицировать так: — те, кто имеет слабые умственные способности; — те, кто имеет слабые учебные умения; — те, кто не владеет техникой устного счета (60%); — те, у кого низкий уровень памяти; — низкая мотивация к изучению математики: 1) «не хочу и все...»- это не системно, а лишь единичные случаи в учебном году, возможны из-за перегрузок, эмоционального состояния др.; 2) «не хочу, т. к...»- истинная причина в том, что ученик уже не может наверстать пробелы в знаниях.
Cлайд 3
Во-первых, это личностно -ориентированный подход: обучение строится с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
Cлайд 4
Во-вторых, с новым материалом можно знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания. Поэтому можно практиковать модули, а уже затем объединять материал в блоки. Для желающих провожу дополнительные занятия. Для дополнительных занятий по решению задач есть «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание.
Cлайд 5
В-третьих, необходимо организовать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершается контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
Cлайд 6
Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен, поэтому веду мониторинг на ЭВМ в котором по основным разделам, темам математики учитываю теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по этой теме. В дальнейшем с течением времени отмечаю «+» и «-» — т.е изменения, которые произошли. По этому учёту виден «рост ученика», прочность его знаний.
Cлайд 7
Методы развития положительной мотивации учения: интерес к примерам; задачи с условием, отражающим важное практическое применение; материал важный для будущей жизни.
Cлайд 8
Особенно охотно ребята идут на занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания. Пример: Обычная форма задания: функция задана формулой y = x + 3. Найдите значения функции при х = 0, 7, -5, 1… Занимательная форма задания: Пригласить к доске ученика, дать ему карточку, на которой написана формула. На доске заготовлена таблица. Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доске вписывает число в таблицу и, подставив его в формулу находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение у и так далее. Задача класса – «угадать» формулу, записанную на карточке. Выигрывает тот ученик, который первым назовет формулу. х у
Cлайд 9
Пример. Чтобы сохранить продукты питания на долгое время, люди замораживали, сушили или вялили их. Технологию консервирования предложил француз. В каком году это произошло, если известно следующее: - число это четырехзначное, кратное 10, - первая и третья цифры его не являются ни простыми, ни составными числами, - вторая и третья цифры образуют число, кратное 9. Ответ: 1810.
Cлайд 10
Забывчивый парикмахер. Парикмахер по рассеянности подстриг волосы только с половины вашей головы. Если вы, раскрывая скобки при распределительном законе, забудете умножить каждое из слагаемых, то вы будете очень похожи на этого горе-мастера. Разведчик. «Разведчик» – это число. Он помнит, что при пересечении границы (=) необходимо сменить свою форму на чужую, т. е. сменить знак. Благодаря этой ассоциации уравнение будто оживает, увлекает. Каждый из учеников становится ответственным за своих воинов и поэтому более внимательным при решении.
Cлайд 11
К изучению темы могут побудить: — желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; — желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду, т. е. чувство ответственности.