* Нетрадиционный урок по биологии в 6 классе Выполнила учитель биологии МКОУ ООШ № 22 с. Изюбриный Шарлай Евгения Григорьевна
Cлайд 2
* Цель: проверка и оценка знаний учащихся Задачи: расширение кругозора учащихся в области биологии и интереса к предмету; продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; сформировать способности к совместной умственной деятельности; способствовать развитию и активизации познавательной деятельности учащихся
Cлайд 3
Урок-игра «Своя игра» по темам: Чем живое отличается от неживого Химический состав клетки Строение растительной и животной клетки Деление клетки Ткани растений и животных
Cлайд 4
* Чем живое отличается от неживого 10 20 30 40 50 Химический состав клетки 10 20 30 40 50 Строение растительной клетки 10 20 30 40 50 Строение животной клетки 10 20 30 40 50 Деление клетки 10 20 30 40 50 Ткани растений 10 20 30 40 50 Ткани животных 10 20 30 40 50 Кот в мешке 10 20 30 40 50
* Я рада этой новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы с удовольствием слушаю я. Мы сегодня снова будем рассуждать, Выводы делать и отвечать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
Cлайд 7
* Чем живое отличается от неживого Химический состав клетки Строение растительной клетки Строение животной клетки Деление клетки Ткани растений Ткани животных «Кот в мешке»
Cлайд 8
* 10 20 30 40 50
Cлайд 9
* Выделите естественные тела живой и неживой природы. 1. Живая природа 2. Неживая природа. А. Вода Е. Воздух Б. Животные Ж. Растения В. Бактерии З. Тепло Г. Горные породы И. Почва Д. Грибы
Cлайд 10
* Перечислите основные признаки живого.
Cлайд 11
* Процесс получения питательных веществ из окружающей среды называется - …….
Cлайд 12
* Продолжите определение: Обмен веществ и энергии - это ……
Cлайд 13
* Перед вами часть тетради для работ по математике. Как будет называться одна девятая часть этого листа? Дайте определение этой части.
Cлайд 14
* 10 20 30 40 50
Cлайд 15
* Выберите один правильный ответ. Элементы, наиболее распространенные в живой природе. - углерод, кислород, водород, фосфор - азот, водород, кислород, сера - сера, йод, кислород, азот - кислород, углерод, азот, водород
Cлайд 16
* Продолжите предложение: В состав живых организмов входят ____________________ (…………..) и _______________ (……….....) вещества.
Cлайд 17
* Найдите соответствие. Выделите свойства, присущие только белкам, жирам, углеводам и нуклеиновым кислотам. Белки Нуклеиновые кислоты Жиры Углеводы А. Хранение и передача наследственной информации. Б. Строительная функция (входит в состав клеточ ной и ядерной оболочек) B. Образуют органоиды клеток, ядра, цитоплазмы. Участвуют в транспорте кислорода. Обеспечивают движение. Защиту от инфекции. Защиту от поте ри крови. Г. Основной источник энергии, строительная функ ция (клетчатка, хитин)
Cлайд 18
* Найдите соответствие между органическим веществом и видом продукта наиболее богатым этим веществом. Белки Жиры Углеводы А. Масло Е. Куриное яйцо Б. Картофель Ж. Семена подсолнечника В. Сало 3. Пшеничный хлеб Г. Горох И. Мясо Д. Клубника К. Грецкий орех
Cлайд 19
* Выполни опыт. Перед вами лежат продукты. Определите, имеется ли в этих продуктах крахмал и чем он является? Да «+», нет «-». Хлеб Капуста Лук Рис Картофель
Cлайд 20
* 10 20 30 40 50
Cлайд 21
* Угадай, кто я? Всем известно, что для процессов жизнедеятельности всем организмам необходима энергия. Вот здесь-то главную функцию выполняем мы. Мы являемся главной энергетической станцией клетки. Когда питательные вещества, попав в клетку, расщепляются, одновременно из них высвобождается энергия, которая не только образуется в нас, но и накапливается. А потом расходуется на основные процессы жизнедеятельности. Вот так! Строение растительной клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 22
* Угадай, кто мы? 1. Я имею вид шариков. Вы знаете, кто такие головастики? А вы знаете, что происходит с хвостом головастика? Со временем он как бы растворяется и исчезает. Это происходит благодаря нам. В нас содержатся вещества, которые разрушают и растворяют ненужные, разложившиеся части клетки. Это своего рода пищеварительная кастрюля в клетке, т. е. мы участвуем во внутриклеточном переваривании пищевых частиц, отмерших частей клетки (……..) 2. Мы - маленькие округлые тельца. Мы живем во всех клетках. Наша роль в клетке очень важна. Мы - строители. В клетке располагаемся в основном вдоль «железной дороги» - эндоплазматической сети. Строим мы молекулы белков, нагружаем их в вагончики и по эндоплазматической сети направляем в цитоплазму. Так что мы очень важны. (………) Строение растительной клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 23
* На величину и форму хлоропластов - зеленых пластид клетки - оказывают влияние внешние условия. У растений, живущих в затененных местах, хлоропласты в клетке крупнее, чем у растений открытых пространств, и, как правило, содержат больше зеленого пигмента - хлорофилла. Объясните - почему? Строение растительной клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 24
* Право выбора: Окраска клеток мякоти арбуза - розовая, мякоти помидора – красная, мякоти лимона – желтая. Однако известно, что цитоплазма растительных клеток бесцветна. С чем связаны различия в окраске клеток? или Строение растительной клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 25
* или Какие органоиды изображенные на рисунке принадлежат растительной клетке, назовите их? Строение растительной клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 26
*
Cлайд 27
* Кроссворд «Наука о клетке» Разгадав кроссворд, Вы узнаете как называется наука, изучающая строение и жизнедеятельность клетки (……………) Строение растительной клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 28
*
Cлайд 29
* 10 20 30 40 50
Cлайд 30
* Найди на рисунке животную клетку Строение животной клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 31
* Если в ядре половой клетки человека некого животного - 18 хромосом, то в ядрах всех остальных клетках этого животного: А. 9 хромосом Б. 18 хромосом В. 27 хромосом Г. 36 хромосом Строение животной клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 32
* Как называются эти процессы ? Строение животной клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 33
* Разгадай ребус и расскажи об этом органоиде. Строение животной клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 34
* Какие органоиды характерны для животной клетки? А. Вакуоль Б. Рибосомы В. Лизосома Г. Митохондрия Д. Пластиды Е. аппарат Гольджи Ж. Хлоропласт З. Клеточный центр И. Эндоплазматическая сеть К. Рибосомы Л. Ядро Строение животной клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 35
* 10 20 30 40 50
Cлайд 36
* Какие типы деления вы знаете? Дайте их характеристику Деление клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 37
* При первом делении в мейозе число хромосом: а) уменьшается вдвое, каждая хромосома состоит из двух хроматид б) остается в двойном наборе в) уменьшается вдвое, каждая хромосома состоит из одной хроматиды г) восстанавливается до двойного набора Деление клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 38
* Гомологичными называют: A. Хромосомы, одинаковые по форме и размерам Б. Хромосомы, одинаковые по строению и несущие одинаковые гены. B. Любые хромосомы диплоидного (двойного) набора Г. Совокупность хромосом, находящихся в половых клетках Деление клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 39
* Подберите характерные черты для митоза и мейоза. 1. Митоз 2. Мейоз A. Образуются клетки с двойным набором хромосом (2п) Б. Образуются клетки с половинным набором хромосом (п) B. Образуются дочерние клетки (не отличаются от материнской) Г. Образуются половые клетки (отличаются от материнской) Д. Образуются две клетки Е. Образуются четыре клетки Ж. Одно деление З. Два деления Деление клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 40
* Рассмотрите рисунок «Мейоз». Назовите фазы и пронумеруйте их. Деление клетки 10 20 30 40 50
Cлайд 41
* 10 20 30 40 50
Cлайд 42
* Назовите ткани растений Ткани растений 10 20 30 40 50
Cлайд 43
* Выберите один правильный ответ. Функции образовательной ткани: А. Придает прочность органам, образует остов растения. Б. Откладывает питательные вещества. В. Обеспечивает рост растения. дает начало всем тканям. Г. Осуществляет проведение питательных веществ во все части растения. Ткани растений 10 20 30 40 50
Cлайд 44
* Что такое ткань? Ткани растений 10 20 30 40 50
Cлайд 45
* Назовите и покажите где содержится основная и покровная ткань. Ткани растений 10 20 30 40 50
Cлайд 46
* Найдите соответствие между типом ткани растений и ее функцией. Покровная Образовательная Механическая Проводящая Основная A. Рост органов растения Б. Транспорт органических веществ по ситовидным трубкам луба B. Защита от механических повреждений, высыхания Г. Участвует в фотосинтезе Д. Прочность органов растения Е. Транспорт воды и минеральных веществ по сосудам древесины Ж. Запас питательных веществ, воды 3. Защита от действия температур, регуляция газо обмена, испарение воды Ткани растений 10 20 30 40 50
Cлайд 47
* 10 20 30 40 50
Cлайд 48
* Назовите ткани животных Ткани животных 10 20 30 40 50
Cлайд 49
* Выберите один правильный ответ. Основные свойства ткани: А. Способность выделять секреты Б. Возбудимость и проводимость В. Возбудимость и сократимость Г. Возбудимость Ткани животных 10 20 30 40 50
Cлайд 50
* Расскажите, что вы знаете про соединительную ткань. Ткани животных 10 20 30 40 50
Cлайд 51
* Найдите соответствие между типом ткани животных и ее функцией. Эпителиальная Соединительная Мышечная Нервная A. Почти нет межклеточного вещества Б. Много межклеточного вещества B. Клетки с отростками (одна длинная и много коротких) Г. Поперечно-полосатая ткань, многоядерные клетки с поперечной исчерченностью, сокращаются быстро Д. Клетки плотно прилегают друг к другу Е. Есть много разновидностей Ж. Гладкая мышечная ткань, клетки одноядерные, сокращаются медленно Ткани животных 10 20 30 40 50
Cлайд 52
* Надпишите названия изображенных на рисунке тканей животных организмов. Ткани животных 10 20 30 40 50
Cлайд 53
* 10 20 30 40 50
Cлайд 54
* Чем микроскоп отличается от лупы? Чем живое отличается от неживого 10 20 30 40 50 Химический состав клетки 10 20 30 40 50 Строение растительной клетки 10 20 30 40 50 Строение животной клетки 10 20 30 40 50 Деление клетки 10 20 30 40 50 Ткани растений 10 20 30 40 50 Ткани животных 10 20 30 40 50 Кот в мешке 10 20 30 40 50
Cлайд 55
* Почему цветочные горшки не рекомендуется красить масляной краской? Чем живое отличается от неживого 10 20 30 40 50 Химический состав клетки 10 20 30 40 50 Строение растительной клетки 10 20 30 40 50 Строение животной клетки 10 20 30 40 50 Деление клетки 10 20 30 40 50 Ткани растений 10 20 30 40 50 Ткани животных 10 20 30 40 50 Кот в мешке 10 20 30 40 50
Cлайд 56
* Какова роль растений в жизни человека? Чем живое отличается от неживого 10 20 30 40 50 Химический состав клетки 10 20 30 40 50 Строение растительной клетки 10 20 30 40 50 Строение животной клетки 10 20 30 40 50 Деление клетки 10 20 30 40 50 Ткани растений 10 20 30 40 50 Ткани животных 10 20 30 40 50 Кот в мешке 10 20 30 40 50
Cлайд 57
* Чем деревья отличаются от кустарников, а кустарники от трав? Чем живое отличается от неживого 10 20 30 40 50 Химический состав клетки 10 20 30 40 50 Строение растительной клетки 10 20 30 40 50 Строение животной клетки 10 20 30 40 50 Деление клетки 10 20 30 40 50 Ткани растений 10 20 30 40 50 Ткани животных 10 20 30 40 50 Кот в мешке 10 20 30 40 50
Cлайд 58
* Эколог Ли Талбат сказал: «Мы не унаследовали Землю от своих родителей. Мы взяли её взаймы у своих детей». Что означают эти слова? Согласны ли вы с ними? Чем живое отличается от неживого 10 20 30 40 50 Химический состав клетки 10 20 30 40 50 Строение растительной клетки 10 20 30 40 50 Строение животной клетки 10 20 30 40 50 Деление клетки 10 20 30 40 50 Ткани растений 10 20 30 40 50 Ткани животных 10 20 30 40 50 Кот в мешке 10 20 30 40 50
Cлайд 59
* Карта ответов Подведение итогов: Ученики ИТОГО:
Cлайд 60
* Рефлексия. У Вас на столах лежат карточки 5 цветов в виде листьев. На доске прикреплено дерево, которое без листьев. Подумайте и прикрепите тот листик, который соответствует вашему настроению. Красный цвет карточки - игра очень понравилась, во время игры не покидало радостное настроение. Оранжевый цвет карточки - игра прошла хорошо, настроение в игре светлое, приятное. Желтый цвет карточки - игра прошла спокойно, незаметно. Ничто в игре особенно не волновало, но ты удовлетворен игрой. Настроение спокойное, ровное. Зеленый цвет карточки - игра не понравилась, чего-то в ней не хватает. Настроение грустное. Синий цвет карточки - чувство полной неудовлетворенности игрой, настроение унылое, горькое.
Cлайд 61
* Домашнее задание. Сделайте опыт. Поместите в два стакана семена (фасоли, гороха, кукурузы, и т.д). В первый стакан добавьте воды так, чтобы вода была выше семян в 3 раза. Во втором стакане семена только смочите водой (ткань намочить и завернуть в нее семена). Каждый день зарисовывайте происходящие изменения с семенами. Результаты представить через 10 дней.