Кобелева С.А. Учитель биологии МКОУ СОШ № 8 г. Бакала Тема урока: Центральная нервная система. Спинной и головной мозг
Cлайд 2
Цели урока: Углубить знания о строении и функциях спинного мозга; Познакомить учащихся с общим планом строения головного мозга человека, со строением и функциями его отделов. Стимулировать развитие познавательного интереса Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга
Cлайд 3
Нервная система Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур. Регулирует деятельность всех систем организма и реакции на изменение условий внутренней и внешней среды.
Cлайд 4
Cлайд 5
Зафиксируйте в тетради схему
Cлайд 6
Строение центральной нервной системы Спинной мозг. В сером веществе спинного мозга находятся центры многочисленных спинальных рефлексов, связанных с раздражением отдельных сегментов тела животного — кожи, мышц, внутренних органов. Спинной мозг является также органом проведения нервных возбуждений от различных участков кожи к головному мозгу и обратно — от головного мозга к мышцам.
Cлайд 7
Головной мозг Головной мозг состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма. Головной мозг состоит: из мозжечка из стволовой части больших полушарий
Cлайд 8
Мозжечок Мозжечок, связан проводящими путями со всеми другими отделами центральной нервной системы Основная функция - координация движений, а также поддержание нормального тонуса мышц.
Cлайд 9
Продолговатый мозг Примыкающий к нему так называемый варолиев мост содержат центры дыхательных, жевательных, глотательных движений, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, а также ряда защитных рефлексов — чихания, кашля, моргания, слезоотделения, сужения и расширения зрачков, элементарных защитных рефлексов.
Cлайд 10
Нейрон Нейроны — это основные структурные и функциональные элементы в центральной и периферической нервной системе. Нейроны имеют различную форму и размеры, формируют отростки двух типов: аксоны и дендриты.
Cлайд 11
Болезни нервной системы Арахноидит Невроз Инсульт Паралич
Cлайд 12
Арахноидит Воспаление мягкой оболочки головного или спинного мозга с преимущественным поражением паутинной оболочки. Заболевание развивается быстро с переходом в хроническую форму Причины: Грипп Ревматизм Хронический тонзиллит Отит Черепно-мозговая травма
Cлайд 13
Невроз(признаки) Это состояние, обусловленное в большинстве случаев длительными, тяжело переживаемыми стрессовыми ситуациями Высокая чувствительность к стрессам Плаксивость Тревожность Чувствительность к громким звукам Расстройства сна Потливость, сердцебиение Причины: Хронический стресс Истощение нервной системы Трудоголизм Переутомление Истощающие организм заболевания
Cлайд 14
Инсульт Остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций. Причины: Гипертоническая болезнь Атеросклероз Заболевания сердца Эмоциональное или физическое перенапряжение
Cлайд 15
Паралич Отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, проводящих путей центральной или периферической нервной системы Причины: Воспалительные процессы Травмы Опухоли нервной системы Нарушения кровообращения
Cлайд 16
Кто лечит заболевания нервной системы человека? Невролог специализируется на диагностике и лечении недугов, поражающих нервную систему как центральную, так и периферическую
Cлайд 17
Профилактика заболеваний Здоровый образ жизни Рациональное питание Здоровый, полноценный сон Избегать нервных срывов Получение положительных эмоций
Cлайд 18
Домашнее задание §46 Записи в тетради по теме урока и выполнить одно из заданий. Подготовить рассказ о передвижении нервного импульса по нервной системе.
Cлайд 19
Литература: А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш « Биология. Человек.8-класс» (М.: Вентана-Граф, 2003). Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология: Человек: Рабочая тетрадь №2 для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., дораб.- М„: Вентана-Граф, 2004. Батуев А.С. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 1999. Залесский М. Занимательная анатомия. – М.: Росмен, 2000.