Дидактическая цель Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами мультимедийных технологий. Цели по содержанию Образовательные: продолжить формирование понятия «анализатор» на примере вестибулярного, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного анализаторов; выяснить механизмы работы анализаторов; Развивающие: развивать способности самостоятельно решать проблемные вопросы и углублять знания о строении и функциях анализаторов; Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; дать понятие о заболеваниях анализаторов и правилах гигиены.
Cлайд 3
Тип урока Изучение нового материала и первичного закрепления Методы обучения Частично-поисковый, проблемный, репродуктивный, исследовательский. Повторение изученного ранее материала; работа с текстом и рисунком учебника, дидактическими материалами; рассказ; обсуждение проблемы урока; эксперимент. Приемы деятельности учителя
Cлайд 4
План урока Проверка домашнего задания Изучение нового материала Строение и значение органа равновесия Мышечное чувство, контроль и коррекция движения. Кожная чувствительность и ее значение. Обоняние, расположение органа обоняния, его роль в жизни человека. Вкусовой анализатор, роль вкусовых раздражений в восприятии пищи, выработка пищевых рефлексов. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. Труды Павлова. Закрепление нового материала. Домашнее задание.
Cлайд 5
Проверка домашнего задания Что такое сенсорные системы? Что такое анализаторы? Кто впервые ввел понятие об анализаторе? Каково строение анализатора? V. Каковы функции каждого звена анализатора? VI. Перечислите известные вам анализаторы.
Cлайд 6
Проверка домашнего задания VII. Каково строение зрительного анализатора?
Cлайд 7
Проверка домашнего задания VIII. Каково строение слухового анализатора?
Cлайд 8
Проверка домашнего задания IX. Составить схему оптической системы глаза. X. Какое заболевание глаз и метод его лечения изображены на иллюстрации?
Cлайд 9
Проверка домашнего задания XII. Как передвигается звук? XI. Объясните это явление?
Cлайд 10
Проверка домашнего задания XIII. Из каких отделов состоит ухо?
Cлайд 11
Проверка домашнего задания XIV. Каково строение среднего уха?
Cлайд 12
Проверка домашнего задания XV. Какой частью уха является улитка и из чего она состоит?
Cлайд 13
Изучение нового материала 1. Строение и значение органа равновесия
Cлайд 14
Изучение нового материала 2. Мышечное чувство. Контроль и коррекция движений.
Cлайд 15
Изучение нового материала 3. Кожная чувствительность и ее значение.
Cлайд 16
Изучение нового материала Рецепторы осязания Температурные Тактильные
Cлайд 17
Изучение нового материала 4. Обоняние. Расположение органов обоняния, его роль в жизни человека.
Cлайд 18
Изучение нового материала 5. Вкусовой анализатор. Роль вкусовых раздражителей в восприятии пищи. Выработка пищевых рефлексов.
Cлайд 19
Изучение нового материала 1. Вкусовые рецепторы 2. Вкусовой сосочек 3. Вкусовые нервы 4. Железы, секреты кото-рых отмывают сосочек от воздействовавших на него веществ. Строение вкусового сосочка
Cлайд 20
Изучение нового материала О.И. Скороходова слепоглухонемая научилась говорить, писать, читать. Закончила институт, защитила кандидатскую, а затем, и докторскую диссертацию. 6. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов.
Cлайд 21
Изучение нового материала Иван Петрович Павлов - русский физиолог, открыл условные рефлексы и создал на их основе объективный метод изучения высшей нервной деятельности, исследовал функции пищеварительных желез с позиции учения о рефлексах, лауреат Нобелевской премии 1904 года за исследование в области медицины, присужденной ему за труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез». 7. Труды Павлова ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ: "Лекции о работе главных пищеварительных желез", 1897. "Об отделительной работе желудка при голодании", 1897. "Лекции о работе больших полушарий головного мозга", 1949. ("Нервная система есть всегда больший или меньший комплекс анализаторных приборов, анализаторов. Оптический отдел выделяет для организма световые колебания, акустический - воздушные и т. д…")
Cлайд 22
Закрепление нового материала 1. Почему Павлов назвал анализаторы «щупальцами мозга»? 2. Тест (см.приложение)