Код презентации скопируйте его
Тема урока Общая характеристика прокариот. Автор: Мишнина Лидия Александровна, учитель биологии СОШ №3 Акбулакского района Оренбургской области
Человек заболел ангиной. Оказывается, в горле у больного поселились живые организмы, которые и стали причиной болезни
Целеполагание выявить особенности строения бактерий, научиться определять их формы и особенности объединения клеток; выяснить, как они размножаются, на какие группы делятся по отношению к кислороду, как питаются, какую роль играют в природе и жизни человека.
Цитология – наука, изучающая клетки живого организма. Микробиология – наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельность микроорганизмов. Бактериология – наука, изучающая бактерии.
Царство Прокариоты Подцарство Настоящие бактерии Подцарство Архебактерии Подцарство Оксифотобактерии
Особенности функционирования и условия жизни сенной палочки Изучаемые признаки Сенная палочка Питание Сапрофитные бактерии, питаются мертвой органикой. Отношение к кислороду Аэроб; на поверхности жидких питательных сред образует тонкую беловатую плёнку, на поверхности плотных — круглые, сероватые, гладкие, блестящие колонии Размножение Размножаются делением Спорообразование У неподвижных бактерий внутри видны блестящие овальные образования- споры. Споры имеют овальную формы, расположены в центре Движение Сенная палочка подвижная бактерия, использующая жгутик в качестве мотора.
Типы питания бактерий Гетеротрофные бактерии Автотрофные бактерии Сапрофиты Симбионты Способны к фотосинтезу Способны к хемосинтезу Паразиты
Аэробные Анаэробные Существуют только в кислородной среде Существуют в бескислородной среде Способны к дыханию кислородом Энергию получают в результате брожения –
Найдите в учебнике описание данных рисунков и объясните роль спорообразования в жизни бактерий
Вывод. По типу питания бактерии делят на две группы: автотрофные и гетеротрофные. По отношению к кислороду - на аэробные и анаэробные. Большинство бактерий размножаются путем простого деления на две идентичные дочерние клетки. Некоторые бактерии в неблагоприятных условиях способны образовывать особые защитные формы — споры, покоящиеся клетки с отсутствием метаболической активности. Многие бактерии подвижны
Знаками «+» или «-» обозначить наличие или отсутствие органоидов. Органоиды клетки Прокариоты Эукариоты 1.Плазматическая мембрана 2.Митохондрии 3.Ап.Гольджи 4.ЭПС 5.Жгутики 6.Рибосомы
Составьте сравнительную характеристику клеток бактерий и растений. Сходство: наличие жесткой клеточной стенки, автотрофы; Различие: состав клеточной стенки (муреин), ДНК –кольцевая структура, органеллы немембранного строения, гетеротрофы, мелкие, неподвижность цитоплазмы.
Диагностика уровня знаний. 1. Прокариотическая клетка в отличие от эукариотической не содержит 1) включения 2) цитоплазматическую мембрану 3) рибосомы 4) лизосомы 2. Клетки бактерий, как и клетки растений, содержат 1) цитоплазматическую мембрану и митохондрии 2) цитоскелет и клеточную стенку 3) рибосомы и ЭПС 4) рибосомы и клеточную стенку
3.Все прокариотические и эукариотические клетки имеют: 1) митохондрии и ядро 2) вакуоли и ап.Гольджи 3) ядерную мембрану и рибосомы 4) плазматическую мембрану и цитоплазму 4.Какой организм относится к прокариотам? 1) хлорелла 2) кишечная палочка 3) дизентерийная амеба 4) аденовирус
5.Выберите правильные утверждения 1.Стенка бактериальной клетки состоит из хитина 2.Ядерная оболочка у бактерий отсутствует 3. Рибосомы прокариот значительно меньше, чем у эукариот 4.В неблагоприятных условиях бактерии образуют споры. 5.Клетки делятся путем митоза 1 2 3 4 5 4 4 4 2 234
Оценка приращения знаний и умений Критерии результативности «5» «4» «3» «2» 1.Распознавать и описывать бактериальную клетку . 2.Доказывать, что бактерии-живые организмы. 3.Преобразовывать информацию. 4.Проводить самостоятельное изучение объектов природы. 5.Самостоятельно работать с текстовым материалом, иллюстрациями учебника .
Список использованных источников 1.Биология. Многообразие живых организмов» учебник 7 класс. авт. Захаров В.Б., Сонин Н.И.-М.:Дрофа, 2010 2. Наплекова Н.Н. Микробные препараты. http://www.argo-shop.com.ua/catalog_total.php?tovar_id=425 3. Изображение «Ребенок заболел ангиной» http://www.kazved.ru/Thumbnail.aspx?w=670&img=/uploadimg/554571_130950_step-48ce1daf6287ab6252221b3a66ea8654.jpg 4.Изображение «Архебактерии» http://my-edu.ru/edu_bio/51_1_4_1.html 5.Изображение «Оксифотобактерии» http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=447754&AID=613513 6.Изображение «Настоящие бактерии» http://razvitie05.ru/prokarioti/bakterii.php 7.Изображение «Сенная палочка» http://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:EscherichiaColi_NIAID.jpg&filetimestamp=20050410214037&uselang=ru 8.Изображение «Бактериальная клетка» http://900igr.net/kartinki/biologija/Klassifikatsija-zhivykh-organizmov/019-Nadtsarstvo-Prokarioty.htm
9lИнтерактив. «Формы бактериальных клеток» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/view/ 10.Изображение «Патогенные бактерии» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000033d-1000-4ddd-29ef-150046bb2fd1/view/ 11.Анимация. Размножение бактерийhttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/view/ 12.Анимация. «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям»http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/view/ 13.Изображение «Растительная клетка» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000001f9-1000-4ddd-aabb-140046b3269f/view/ 14.Интерактив. Биологические карты "Бактерии» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000343-1000-4ddd-d6eb-2a0046bb2fd1/view/