Тема урока Общая характеристика прокариот. Автор: Мишнина Лидия Александровна, учитель биологии СОШ №3 Акбулакского района Оренбургской области
Cлайд 2
Человек заболел ангиной. Оказывается, в горле у больного поселились живые организмы, которые и стали причиной болезни
Cлайд 3
Целеполагание выявить особенности строения бактерий, научиться определять их формы и особенности объединения клеток; выяснить, как они размножаются, на какие группы делятся по отношению к кислороду, как питаются, какую роль играют в природе и жизни человека.
Cлайд 4
Цитология – наука, изучающая клетки живого организма. Микробиология – наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельность микроорганизмов. Бактериология – наука, изучающая бактерии.
Cлайд 5
Царство Прокариоты Подцарство Настоящие бактерии Подцарство Архебактерии Подцарство Оксифотобактерии
Cлайд 6
Сенная палочка.
Cлайд 7
Строение бактериальной клетки Рибосомы ДНК Жгутик Плазматическая мембрана
Cлайд 8
Cлайд 9
Особенности функционирования и условия жизни сенной палочки Изучаемые признаки Сенная палочка Питание Сапрофитные бактерии, питаются мертвой органикой. Отношение к кислороду Аэроб; на поверхности жидких питательных сред образует тонкую беловатую плёнку, на поверхности плотных — круглые, сероватые, гладкие, блестящие колонии Размножение Размножаются делением Спорообразование У неподвижных бактерий внутри видны блестящие овальные образования- споры. Споры имеют овальную формы, расположены в центре Движение Сенная палочка подвижная бактерия, использующая жгутик в качестве мотора.
Cлайд 10
Типы питания бактерий Гетеротрофные бактерии Автотрофные бактерии Сапрофиты Симбионты Способны к фотосинтезу Способны к хемосинтезу Паразиты
Cлайд 11
Cлайд 12
Аэробные Анаэробные Существуют только в кислородной среде Существуют в бескислородной среде Способны к дыханию кислородом Энергию получают в результате брожения –
Cлайд 13
Озвучьте видеофрагмент о размножении бактериальной клетки.
Cлайд 14
Найдите в учебнике описание данных рисунков и объясните роль спорообразования в жизни бактерий
Cлайд 15
Вывод. По типу питания бактерии делят на две группы: автотрофные и гетеротрофные. По отношению к кислороду - на аэробные и анаэробные. Большинство бактерий размножаются путем простого деления на две идентичные дочерние клетки. Некоторые бактерии в неблагоприятных условиях способны образовывать особые защитные формы — споры, покоящиеся клетки с отсутствием метаболической активности. Многие бактерии подвижны
Cлайд 16
Знаками «+» или «-» обозначить наличие или отсутствие органоидов. Органоиды клетки Прокариоты Эукариоты 1.Плазматическая мембрана 2.Митохондрии 3.Ап.Гольджи 4.ЭПС 5.Жгутики 6.Рибосомы
Cлайд 17
Составьте сравнительную характеристику клеток бактерий и растений. Сходство: наличие жесткой клеточной стенки, автотрофы; Различие: состав клеточной стенки (муреин), ДНК –кольцевая структура, органеллы немембранного строения, гетеротрофы, мелкие, неподвижность цитоплазмы.
Cлайд 18
Диагностика уровня знаний. 1. Прокариотическая клетка в отличие от эукариотической не содержит 1) включения 2) цитоплазматическую мембрану 3) рибосомы 4) лизосомы 2. Клетки бактерий, как и клетки растений, содержат 1) цитоплазматическую мембрану и митохондрии 2) цитоскелет и клеточную стенку 3) рибосомы и ЭПС 4) рибосомы и клеточную стенку
Cлайд 19
3.Все прокариотические и эукариотические клетки имеют: 1) митохондрии и ядро 2) вакуоли и ап.Гольджи 3) ядерную мембрану и рибосомы 4) плазматическую мембрану и цитоплазму 4.Какой организм относится к прокариотам? 1) хлорелла 2) кишечная палочка 3) дизентерийная амеба 4) аденовирус
Cлайд 20
5.Выберите правильные утверждения 1.Стенка бактериальной клетки состоит из хитина 2.Ядерная оболочка у бактерий отсутствует 3. Рибосомы прокариот значительно меньше, чем у эукариот 4.В неблагоприятных условиях бактерии образуют споры. 5.Клетки делятся путем митоза 1 2 3 4 5 4 4 4 2 234
Cлайд 21
Cлайд 22
Оценка приращения знаний и умений Критерии результативности «5» «4» «3» «2» 1.Распознавать и описывать бактериальную клетку . 2.Доказывать, что бактерии-живые организмы. 3.Преобразовывать информацию. 4.Проводить самостоятельное изучение объектов природы. 5.Самостоятельно работать с текстовым материалом, иллюстрациями учебника .