Как мы видим, что мы видим? Как мы слышим, что мы слышим? Как мы чувствуем, что мы чувствуем?
Cлайд 2
Анализаторы. Органы чувств. Автор: Слободянюк В.И., учитель биологии высшей квалификационной категории Гимназии №10 Для 8-х классов общеобразовательных школ.
Cлайд 3
Анализаторы. Органы чувств. Цели и задачи урока: раскрыть значение системы анализаторов в жизни человека; знать различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств»; понимать значение совместного действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации; понимать природу иллюзий.
Cлайд 4
Анализаторы. Органы чувств. Всю информацию об окружающем нас мире мы получаем благодаря сенсорным системам. Сколько их у человека? Как они называются?
Cлайд 5
Анализаторы. Органы чувств. Зрительный анализатор позволяет опознавать предметы, определять их место в пространстве, следить за перемещениями. До 90% информации мы получаем через зрительный сенсорный канал.
Cлайд 6
Анализаторы. Органы чувств. Зрительный анализатор: рецепторы сетчатки, зрительный нерв, зрительная зона коры. В первичных чувствительных зонах- анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов.
Cлайд 7
Анализаторы. Органы чувств. Зрительный анализатор состоит из трех частей: рецепторы сетчатки глаза, зрительный нерв, зрительная зона коры больших полушарий головного мозга.
Cлайд 8
Анализаторы. Органы чувств. С помощью слуха можно воспринимать информацию на значительном расстоянии. Для человека с этим анализатором связана членораздельная речь.
Cлайд 9
Анализаторы. Органы чувств. Звуковые колебания через органы среднего и внутреннего уха достигают слуховых рецепторов. Нервные импульсы по слуховому нерву передаются в слуховую зону коры в височной доле головного мозга. Там звуки опознаются, анализируются , оцениваются. Слуховые центры
Cлайд 10
Анализаторы. Органы чувств. Анализатор: рецептор, нервный путь, зона коры головного мозга. рецептор
Cлайд 11
Анализаторы. Органы чувств. Как называется анализатор? Где находятся его составные части? Какие вещества способны вызывать у нас ощущение запаха?
Cлайд 12
Анализаторы. Органы чувств. Обонятельный анализатор: рецепторы полости носа; обонятельный нерв; обонятельная зона коры височной доли головного мозга.
Cлайд 13
Анализаторы. Органы чувств. Как называется анализатор? Где находятся его составные части? Почему мы не можем ощущать вкус сухой пищи?
Cлайд 14
Анализаторы. Органы чувств. Вкусовой анализатор: рецепторы на языке; вкусовой нерв; вкусовая зона коры височной доли головного мозга.
Cлайд 15
Анализаторы. Органы чувств. Где находятся части осязательного анализатора? Какую информацию мы можем получить с их помощью? Как Вы думаете, различные ощущения вызывают раздражение разных или одинаковых рецепторных клеток?
Cлайд 16
Анализаторы. Органы чувств. Осязательный анализатор: рецепторы кожи; осязательный нерв; осязательная зона коры теменной доли головного мозга.
Cлайд 17
Анализаторы. Органы чувств. Что Вы видите на слайде? Перед Вами – иллюзия или ложное восприятие. Какими бывают иллюзии? Как организм получает достоверное представление об окружающей действительности? Чем иллюзия отличается от галлюцинации? (стр.243) в учебнике, работы № 186,187 в рабочей тетради
Cлайд 18
Анализаторы. Органы чувств. Разные анализаторы взаимно дополняют и уточняют друг друга.
Cлайд 19
Анализаторы. Органы чувств. На рисунке изображены зрительные анализаторы здорового человека и больных. Определите, кто из пациентов здоров и какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного. Б А В Г
Cлайд 20
Анализаторы. Органы чувств. Операции на мозге ведутся под местным наркозом. Больной находится в сознании, и с ним можно общаться. Чтобы не повредить здоровые ткани, приходится раздражать участки мозга специальными электродами – тестерами. Во время операции больной «слышал» речь своих сослуживцев, обсуждавших профессиональные дела. Какие участки мозга раздражал хирург? В какой доле переднего мозга они находятся? Больной видел светящиеся точки. Какие участки мозга раздражал хирург? В каком полушарии они находятся?
Cлайд 21
Анализаторы. Органы чувств. Выводы: раскрыли различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств»; выяснили значение системы анализаторов в жизни человека; узнали о важном значении совместного действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации.
Cлайд 22
Использованные источники: «Биология. Человек. 8 класс» Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – М.: Дрофа, 2003. - 336 с. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Человек и его здоровье» ООО «Кирилл и Мефодий», 2006. Биология. Анатомия и физиология человека. Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное учебное пособие нового образца. 2003г.