Вежливость открывает все двери Формирование социальных компетенций на уроках английского языка Подготовила: Камнева Инна Андреевна Учитель английского языка МБОУ СОШ №2
Cлайд 2
Вежливость открывает все двери…эта английская пословица приобретает сегодня особую актуальность Задача современной школы в соответствии с ФГОС - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий.
Cлайд 3
Одна из основных проблем, с которыми я столкнулась в педагогической деятельности, состоит в поиске эффективных путей формирования и развития социальной компетентности учащихся на уроках английского языка в контексте их будущей социальной жизни.
Cлайд 4
диалогическая речь. проектная деятельность. ролевые игры. личный пример учителя методы и формы работы, помогающие ученикам развить социальные компетенции:
Cлайд 5
Диалог решает много задач в процессе коммуникации
Cлайд 6
Для развития данного вида речевой деятельности нужно помнить о значении формирования социальных компетенций. Я тренирую своих учеников в употреблении форм извинения. Мы обязательно отрабатываем такие общечеловеческие правила и черты поведения: тактичность, доброжелательность, умение сопереживать, умение вести себя на улице и т.д. Диалогическая речь
Cлайд 7
Важно находить хорошее в человеке: A: - You are great! B: - Thanks a lot. You are very kind. - в принадлежащих ему вещах; A: - Great looking motorcycle. Have you just got it? B: - Yes, thanks. I got a really good deal on it. - любимом домашнем животном; A: - Nice dog, Jane. B: - Oh, thanks a lot. - места, где человек родился или живёт; A: - Your house is lovely! I’ve especially like the way you’ve done the garden. B: - Do you really think so? That’s nice of you to say that. - характерных особенностей людей, населяющих его родной город, страну; A: - People in your country are so friendly. B: - Glad to hear that. Примеры диалогов:
Cлайд 8
диалог № 1 - How do you behave yourself with your friends? - I always help my friends. Are you late for a date? - I’m never late for a date. How do you ride your bicycle? - I don’t ride my bicycle through puddles and splash people. - How do you use a lift? - I don’t stand in a lift with my back to people. Повторяем с учащимися правила поведения, после этого составляем диалоги. В основном – это диалоги - расспросы, обмен мнениями.
Cлайд 9
Диалог № 2 - Do you know manner rulers in the street? - Yes, I do. - Can you name any of them? - Yes, of course. I don’t make any noise. I always hold the door open for people behind me. I don’t slam the door. - Thank you for telling me. Do you drop litter in the country or in the town? - No, I don’t. - How sweet of you!
Cлайд 10
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Проектная деятельность начальная школа средняя школа Проект «книжка-малышка» «вежливость за столом» «добрые дела» – иллюстрированный рассказ Конкурс переводов Лучший плакат Стихотворения о вежливости
Cлайд 11
Cлайд 12
В средней и старшей школе проекты более долгосрочные. Например, во время проведения недели английского языка мы организуем конкурс плакатов на тему «вежливое общение», конкурс переводов «стихотворений вежливости» и отрывков из произведений английских классиков. Один из таких плакатов представлен в аудитории.
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ Ролевые игры школьники получают необходимые реплики участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей
Cлайд 16
Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках английского языка нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении). Примеры подобных заданий следующие: smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами); kind words (участники говорят любые приятные слова в адрес собеседника); reflection (участники пытаются представить, что о них думают другие школьники); politeness (школьники обращаются друг к другу с вежливыми просьбами); concessions (участники учатся уступать друг другу в споре); respect (школьники говорят о своём уважении друг друга и подкрепляют свои слова примерами); conflict (школьники учатся правильно реагировать на эмоциональную фразу партнёра).
Cлайд 17
Овладение нормами речевого этикета в английском языке позволяет усвоить определённые модели общения, погрузиться в эмоционально благоприятную атмосферу урока, приобрести наряду с речевыми навыками опыт тактичного и доброжелательного поведения. Ученики приобретают опыт пользования типовыми высказываниями, закреплённые традициями: национально-культурными и языковыми. Таким образом, осуществляется не просто обучение новому иностранному языку, а формирование «личности на рубеже культур». Школьники усваивают нормы и эталоны социальных отношений; определённые стереотипы общения, которые носят общечеловеческий характер. Вывод
Cлайд 18
Используя эти методы и приёмы, я добиваюсь того, чтобы дети поняли, что быть вежливым очень важно, ведь вежливость открывает все двери.