X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

"Статуйных дел мастера" (Русская скульптура XVIII века) 7 класс

Скачать эту презентацию

Презентация на тему "Статуйных дел мастера" (Русская скульптура XVIII века) 7 класс

Скачать эту презентацию
Cлайд 1
Презентация к уроку МХК в 7 (11) классе «Статуйных дел мастера» (Русская скул... Презентация к уроку МХК в 7 (11) классе «Статуйных дел мастера» (Русская скульптура XVIII века) Автор: Колесникова Лариса Васильевна преподаватель фортепиано и МХК Северск 2016 Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Cлайд 2
Цель: расширить представления учащихся о русском искусстве XVIII века на прим... Цель: расширить представления учащихся о русском искусстве XVIII века на примере развития русской скульптуры. Задачи урока: 1. Охарактеризовать пути развития русской скульптуры XVIII века. 2. Сформировать представление учащихся о новом понимании человеческой личности. 3. Выявить влияние идей просветительской философии на сложение образной системы классицизма. 4. Познакомить учащихся с творчеством скульпторов XVIII в. 5. Определить средства выразительности в творчестве выдающихся мастеров. 6. Уметь описывать и анализировать скульптурные портреты. 7. Создать условия для развития эстетического вкуса, творческой инициативы, воспитания самостоятельности суждений. 8. Подчеркнуть влияние гуманистических принципов эпохи Просвещения на развитие художественного творчества. 9. Способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения к культурному достоянию России.
Cлайд 3
Ваятель, Влюбленный в свой труд до предела, Подобен слепому: Он пальцами ищет... Ваятель, Влюбленный в свой труд до предела, Подобен слепому: Он пальцами ищет Для светлой души совершенное тело, Чтоб дать ей навеки живое жилище. Василий Федоров
Cлайд 4
Проблемные вопросы Чем были вызваны перемены, произошедшие в культуре России ... Проблемные вопросы Чем были вызваны перемены, произошедшие в культуре России XVIII века? Что способствовало приобщению России к художественному опыту Европы?
Cлайд 5
Прогулка по саду превращалась в наглядный урок знакомства с европейским искус... Прогулка по саду превращалась в наглядный урок знакомства с европейским искусством. Вслед за Петром, знатные люди стали покупать скульптуру за границей, создавая богатые коллекции. Появление в России мраморных статуй было ошеломляющей новинкой, шло вразрез с прежними традициями. Летний сад - первая школа скульптуры под открытым небом
Cлайд 6
Приобщение к художественному опыту Европы осуществлялось путем: приобретение ... Приобщение к художественному опыту Европы осуществлялось путем: приобретение произведений за границей; пенсионерские поездки для обучения; приглашение иностранных мастеров в Россию. «Птенцы гнезда Петрова»
Cлайд 7
Итальянский скульптор и архитектор. 24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли... Итальянский скульптор и архитектор. 24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда. Основоположник стиля барокко в отечественной скульптуре. Растрелли сосредоточил свое творчество в области портретного жанра. Принадлежит заслуга создания скульптурного портрета в России. Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) Бюст Карло Растрелли. Предполагаемый автопортрет
Cлайд 8
Скульптор много и плодотворно работал над образом Петра I. Еще в 1719 году он... Скульптор много и плодотворно работал над образом Петра I. Еще в 1719 году он сделал маску Петра I, которая послужила прообразом известной бронзовой скульптуры Петра I (1723-1729, ГРМ). Он соединил в скульптурных портретах пышную барочную парадность, соответствующую победоносному духу петровской эпохи, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи с ее интересом к деятельной личности. Образ Петра I в творчестве скульптора
Cлайд 9
Современник-иностранец описывал молодого Петра так: «Его величество высоко ро... Современник-иностранец описывал молодого Петра так: «Его величество высоко роста, стройного сложения, лицом несколько смугл, но имеет правильные и резкие черты, которые дают ему величественный и бодрый вид и показывают в нем бесстрашный дух. Он любит ходить в курчавых от природы волосах и носит небольшие усы, что к нему очень пристало. Его величество бывает обыкновенно в таком простом платье, что если кто его не знает, то никак не примет за столь великого государя...». Внешность Петра I С. Кириллов. Этюд к картине «Морским судам быть»
Cлайд 10
Бронзовый бюст Петра I - одно из лучших произведений Б.К. Растрелли. Перед зр... Бронзовый бюст Петра I - одно из лучших произведений Б.К. Растрелли. Перед зрителем предстает государственный деятель великого масштаба. Автор точен в передаче портретного сходства. Одно из самых реалистичных изображений первого русского императора. Дает полное представление о характере Петра, его внутренней энергии и решительности. Образ Петра I в творчестве скульптора
Cлайд 11
Растрелли познакомил русских с широко известным в Европе видом ваяния – скуль... Растрелли познакомил русских с широко известным в Европе видом ваяния – скульптурой из воска. В совершенстве владея этой техникой, мастер выполнил бюст и «восковую персону» Петра I. Папа римский Климент пожелал поместить в музей восковых фигур в Ватикане фигуру русского царя Петра. Папа пригласил царя в Рим, но тому было некогда ехать и пришлось снять дома маску и отослать вместе со слепками рук и ног. Образ Петра I в творчестве скульптора
Cлайд 12
После смерти Петра Растрелли было поручено изготовить посмертные маски и так ... После смерти Петра Растрелли было поручено изготовить посмертные маски и так называемую «восковую персону с платьями» покойного государя. Фигуру Петра скульптор сам вырезал из дерева по точным меркам тела царя. Парик на голове - из собственных волос. Широко раскрытые, глядящие на зрителя, глаза, выполнены финифтью на золоте знаменитым художником-миниатюристом Андреем Овсовым. Для придания фигуре подвижности выточены специальные шарниры для рук и ног. В настоящее время находится в Эрмитаже. Образ Петра I в творчестве скульптора
Cлайд 13
Сравните! Маска, снятая Растрелли, послужила образцом не только для его работ... Сравните! Маска, снятая Растрелли, послужила образцом не только для его работ, но и для других мастеров - Фальконе «Медный всадник», М. Шемякин – статуя Петра в Петропавловской крепости
Cлайд 14
В портрете А.Д. Меншикова (1716-1717, бронза, литье, чеканка) много парадност... В портрете А.Д. Меншикова (1716-1717, бронза, литье, чеканка) много парадности и помпезности, но и здесь Растрелли умело сочетает характерные для барокко качества с глубокой реалистической трактовкой образа, показывая надменное, умное и несколько хитрое лицо светлейшего князя, в глубокой задумчивости смотрящего вдаль. Выполнен в мраморе И.П. Витали в 1849 году по несохранившемуся восковому оригиналу.
Cлайд 15
Скульптурная композиция «Анна Иоанновна с арапчонком» - пример барочной скуль... Скульптурная композиция «Анна Иоанновна с арапчонком» - пример барочной скульптуры, пышной и эмоциональной. Наделяет индивидуальностью образ императрицы с грозными и застывшими чертами лица. Художник близок к объективному, исторически правдивому взгляду на венценосную особу, с которой связан один из самых мрачных периодов XVIII века. Анна Иоанновна воспринимается как олицетворение торжествующей самодержавной власти в России.
Cлайд 16
Скульптурная группа, объединяющая две фигуры. Фигура арапчонка понадобилась Р... Скульптурная группа, объединяющая две фигуры. Фигура арапчонка понадобилась Растрелли для того, чтобы он нес царскую державу, но представьте, что его нет. Что изменилось? Какую еще роль выполняет фигура мальчика? Фигуры объединены по принципу контраста размеров, массы и движения. Рядом с легкой стремительной фигуркой арапчонка облик императрицы кажется еще более подавляющим и грозным.
Cлайд 17
«Анна Иоанновна с арапчонком» - первая в русском искусстве монументальная ску... «Анна Иоанновна с арапчонком» - первая в русском искусстве монументальная скульптурная группа, предназначавшаяся для установки на площади перед Зимним дворцом. И хотя памятник никогда на площади не появился, именно с него начинается расцвет отечественной монументальной скульптуры. Значение для русской скульптуры
Cлайд 18
Памятник установлен Павлом I в 1800 году перед Михайловским замком. Это первы... Памятник установлен Павлом I в 1800 году перед Михайловским замком. Это первый конный памятник в русском искусстве. Создан по европейским традициям конных статуй. «Прадеду - правнук»
Cлайд 19
Статуя императора Марка Аврелия служила образцом, которому следовали создател... Статуя императора Марка Аврелия служила образцом, которому следовали создатели памятников государственным деятелям в европейских столицах. Величественная посадка, античная одежда - все призвано подчеркнуть божественное происхождение власти правителя. Перед нами изображение не обычного человека, но правителя, идеального и справедливого.
Cлайд 20
В творении Растрелли Петр представал полководцем – победителем в одеяниях рим... В творении Растрелли Петр представал полководцем – победителем в одеяниях римского императора, увенчанный лавровым венком. Фигура императора поражает гипертрофированными формами — мощные плечи, широкая грудь, чрезмерно крупные ладони. На Петре тяжелый кованый панцирь рыцарских времен. Левой рукой он держит поводья коня, а правой сжимает жезл полководца.
Cлайд 21
1. Растрелли оказался единственным крупным мастером, определившим на полвека ... 1. Растрелли оказался единственным крупным мастером, определившим на полвека развитие русской скульптуры. Его творчество стало своеобразной школой для будущих поколений ваятелей. 2. Растрелли принадлежит заслуга создания скульптурного портрета, первого в русском искусстве конного монумента и первого памятника, работы в жанре декоративной скульптуры. 3. Его произведениям присущи: стремление к достоверности; глубина психологической характеристики; обобщение и внимание к деталям; блестящее владение материалом и скульптурными техниками; убедительно языком скульптуры рассказал о своем времени. Выводы
Cлайд 22
Русская просветительская мысль Скульптура второй половины XVIII века Русский ... Русская просветительская мысль Скульптура второй половины XVIII века Русский классицизм Стимулы для развития скульптуры Общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности Вторая половина XVIII в. стала периодом становления русской национальной культуры и науки
Cлайд 23
«Золотой век» Екатерины Кто из скульпторов отразил век Екатерины в лицах? «Золотой век» Екатерины Кто из скульпторов отразил век Екатерины в лицах?
Cлайд 24
В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою, Стоит с простертою рукою Кумир н... В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою, Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне... А.С. Пушкин Скульптура второй половины XVIII века
Cлайд 25
Этьен Морис Фальконе (1716-1791) - выдающийся мастер скульптуры. Приехал в Ро... Этьен Морис Фальконе (1716-1791) - выдающийся мастер скульптуры. Приехал в Россию по приглашению Екатерины II для создания монумента в честь Петра I. По смелости композиционного и технического решения, строгости и лаконизму форм памятник Петру - одно из лучших произведений монументального искусства того времени. В использовании естественной скалы для постамента нашел выражение главный эстетический принцип просветительства XVIII в. – верность природе.
Cлайд 26
Перевозка Гром-камня Перевозка Гром-камня
Cлайд 27
Открытие памятника Петру I 7 августа 1782 г. А.Мельников. Гравюра Открытие памятника Петру I 7 августа 1782 г. А.Мельников. Гравюра
Cлайд 28
Памятник императору Петру I установлен на Сенатской площади в Санкт-Петербург... Памятник императору Петру I установлен на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Важная деталь - змея под копытом коня. Бронзовая змея, соединенная с хвостом лошади выполняет конструктивную роль - является третьей точкой опоры - одновременно служит аллегорией - символизирует зависть и недоброжелательство. Это новаторский прием, благодаря которому конь кажется стоящим на двух точках - задних ногах, третья же точка укрепления зрительно не воспринимается.
Cлайд 29
А.С. Пушкин дал памятнику Петру I новое имя - «Медный всадник» в одноимённой ... А.С. Пушкин дал памятнику Петру I новое имя - «Медный всадник» в одноимённой поэме. Под этим именем монумент стал одним из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга. Иллюстрации А. Бенуа к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Cлайд 30
Крупнейший русский скульптор XVIII века, работавший в жанре портрета. Федот Ш... Крупнейший русский скульптор XVIII века, работавший в жанре портрета. Федот Шубин «одарен был от природы богато: силен, красив собой, неутомим и любознателен». Вышел он из крестьян-поморов, из небольшой деревни в Архангельской области близ Холмогор — родины великого Ломоносова. Представитель просветительского классицизма. Профессор Академии художеств. Федот Иванович Шубин (1740 - 1805)
Cлайд 31
Приехал в Петербург зимой 1758 года. Ломоносов рекомендовал земляка куратору ... Приехал в Петербург зимой 1758 года. Ломоносов рекомендовал земляка куратору учрежденной в 1757 году Академии художеств И.И. Шувалову. По окончании Академии удостоен первой золотой медали. Вслед за ней ему вручен аттестат со шпагой (означавший получение личного дворянства) и предоставлена возможность на заграничное пенсионерство для поездки во Францию и Италию «для достижения совершенства в художествах на три года». Федот Иванович Шубин (1740 - 1805) Г. Г. Преннер. Портрет М.В. Ломоносова
Cлайд 32
В русской пластике XVIII века Шубин первым: обратился к реалистическому изобр... В русской пластике XVIII века Шубин первым: обратился к реалистическому изображению; естественная простота и возвышенность форм античности; раскрывал многогранность личности; острота психологических характеристик; виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее «дышать» камень. «Первый статуйных дел мастер» Екатерина II — законодательница
Cлайд 33
Первой работой Шубина после возвращения в Россию в 1773 году стал бюст екатер... Первой работой Шубина после возвращения в Россию в 1773 году стал бюст екатерининского дипломата, вице-канцлера князя А.М. Голицына. Это одно из блестящих произведений скульптора. В облике вельможи чувство превосходства над окружающими и барственность сочетаются со светским лоском и тонким умом. Образ Голицына многозначен: сквозь надменность и величие князя видны скептицизм и разочарование русского вольтерьянца.
Cлайд 34
В 1792 году Шубин по памяти создает портрет М.В. Ломоносова. Скульптор дает в... В 1792 году Шубин по памяти создает портрет М.В. Ломоносова. Скульптор дает выразительную, правдивую и точную характеристику выдающемуся отечественному ученому, первому русскому академику. В отличие от других, эта работа композиционно проста. В трактовке формы нет элементов парадности. Портрет насыщен глубокой интеллектуальностью и демократизмом. В нем отчетливо видны черты реалистического искусства.
Cлайд 35
Шедевром портретного искусства Шубина является бюст Павла I. Портрет выполнен... Шедевром портретного искусства Шубина является бюст Павла I. Портрет выполнен в парадном жанре, по традиции изобилует звездами и орденами. Однако Шубин метко схватывает неповторимые особенности внешнего облика, стремясь выразить духовные свойства. Скульптор раскрывает сложность и противоречивость характера: надменность, холодную гордость, болезненное самолюбие и вместе с тем скрытое страдание и незащищенность его «Я».
Cлайд 36
Сравните! Н.И. Аргунов. Портрет императора Павла I Сравните! Н.И. Аргунов. Портрет императора Павла I
Cлайд 37
«Коллективный портрет эпохи» «Коллективный портрет эпохи»
Cлайд 38
Главная тема произведений - тема гражданской доблести, силы духа и самопожерт... Главная тема произведений - тема гражданской доблести, силы духа и самопожертвования. Два типа красоты: юноши в изменчивом состоянии и воины-герои как воплощение зрелой красоты. Использование аллегорий. Воспитал плеяду выдающихся скульпторов: С.С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др. Михаил Иванович Козловский (1753 - 1802) Автопортрет(?). 1788, сепия
Cлайд 39
Самсон, раздирающий пасть льву. Фонтан в Петергофе. Скульптор М.И. Козловский... Самсон, раздирающий пасть льву. Фонтан в Петергофе. Скульптор М.И. Козловский. 1800-1802. В конце XVIII в. лучшие русские ваятели были привлечены к работе по обновлению скульптур Большого каскада в Петергофе. Скульптура являла собой аллегорию победы Петра I над Швецией. Статуя бесследно пропала во время Великой Отечественной войны. После войны по образцу была выполнена новая модель скульптуры.
Cлайд 40
Среди балтийских солнечных просторов, Над широко распахнутой Невой, Как бог в... Среди балтийских солнечных просторов, Над широко распахнутой Невой, Как бог войны, встал бронзовый Суворов Виденьем русской славы боевой. В его руке стремительная шпага, Военный плащ клубится за плечом, Пернатый шлем откинут, и отвага Зажгла зрачки немеркнущим огнем. В. Рождественский Памятник Суворову (бронза, 1799-1801, находится на Суворовской площади в Петербурге). Памятник славы русского воинства. Главное — не личность, а идея военного триумфа России.
Cлайд 41
Выводы 1. Блестящий взлет и расцвет русской скульптуры. 2. Появились русские ... Выводы 1. Блестящий взлет и расцвет русской скульптуры. 2. Появились русские скульпторы - Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Мартос - каждый из них был ярчайшей индивидуальностью, составили славу русского искусства. 3. В скульптуре формируются виды и жанры: монументальная, монументально-декоративная пластика, станковая скульптура, в которой ведущим является жанр портрета. 4. Классицизм – ведущее художественное направление в пластике второй половины XVIII века. 5. Складывается система профессионального образования в Академии художеств. 6. В скульптуре воплощаются в мужских образах черты героической личности, а в женских – идеально-прекрасное, гармонически-ясное, совершенное начало, стремление передать многогранность человеческой личности.
Cлайд 42
1. О ком А.С. Пушкин сказал: «Он создал наш первый университет. Он сам был на... 1. О ком А.С. Пушкин сказал: «Он создал наш первый университет. Он сам был нашим первым университетом»? 2. Назовите знаменитого русского скульптора — земляка великого русского ученого XVIII века. 3. Установите соответствие между государственными деятелями и их характеристиками: И.И.Шувалов покровитель Академии художеств Г.А. Потемкин глава Петербургской Академии наук Е.Р. Дашкова фаворит Анны Иоанновны А.Г. Орлов русский дипломат и флотоводец покоритель Крыма и фаворит Екатерины II 4. Скульптор, создавший скульптурные портреты Петра I: Козловский, Шубин, Б.К. Растрелли, Мартос, Фальконе. 5. Какая знаменитая скульптура находится в Петергофе? 6. Какие идеи определяли содержание скульптуры XVIII века? Подумай! М.В. Ломоносов Ф.И. Шубин Ф.И. Шубин Самсон Государственность, идея могущества России, интерес к человеку, ценность личности
Cлайд 43
I. Выберите и распределите по графам характерные черты стилей классицизма и б... I. Выберите и распределите по графам характерные черты стилей классицизма и барокко: монументальность, эффектность моделировки поверхности, декоративность, простота, вычурность, пышность, симметрия, динамичность форм, торжественность, игра света и тени, обилие украшений, строгая пропорциональность, идеи гражданского звучания, величие и мощь государства. Внимание! Особо сложное задание! Классицизм Барокко монументальность, простота, симметрия, торжественность, строгая пропорциональность, идеи гражданского звучания, величие и мощь государства. эффектность моделировки поверхности, декоративность, вычурность, пышность, динамичность форм, игра света и тени, обилие украшений
Cлайд 44
Спасибо за внимание Спасибо за внимание
Cлайд 45
Литература Ильина Т.В. Русское искусство. XVIII век: Учеб. – М.: Высшая школа... Литература Ильина Т.В. Русское искусство. XVIII век: Учеб. – М.: Высшая школа, 2001. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX веков: Уч. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Каретников А. Из жизни Петра Великого. - журнал «Смена» №9, 1995. Кузнецова М.П. Конспект урока «Творчество Бартоломео Карло Растрелли как основоположника светской скульптуры в России». - режим доступа: http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-tvorchestvo-bartolomeo-karlo-rastrelli-kak-osnovopolozhnika-svetskoy-skulpturi-v-rossii-471142.html http://www.inpearls.ru/author/10746 - стихи В. Рождественского Ссылки на изображения: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/9_1_iskusstvo_rossii_xyiii_veka_arhitektura_zhivopis.html http://www.architecture.tj/ http://cvetamira.ru/barokko-v-arhitekture-peterburga-18-y-vek http://urok-kultury.ru/russkij-klassicizm-v-arxitekture-xviii-veka/ http://worldartdalia.blogspot.ru/2012/06/blog-post_7235.html http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=11880 http://www.bibliotekar.ru/rusRomanov/5.htm http://nicsky.ru/assets/images/post/ima35ge124.jpg http://aria-art.ru/0/P/Pjotr%20I/2.html http://www.etovidel.net/appended_files/big/4fabe2c45e736.jpg
Cлайд 46
http://img-fotki.yandex.ru/get/4131/86441892.43c/0_b41ba_17de3dec_orig.jpg ht... http://img-fotki.yandex.ru/get/4131/86441892.43c/0_b41ba_17de3dec_orig.jpg http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1833-shubin.html http://www.newsartspb.ru/museum/hermitage/2009/111123-0311/img1.jpg http://protown.ru/information/hide/4715.html http://smallbay.ru/images2/benua_03.jpg http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9033-stixi-pro-skulptora-skulptorov http://i018.radikal.ru/1005/ed/eab33db878b5.png https://img-fotki.yandex.ru/get/17934/200418627.5e/0_118331_cab4adca_orig.png http://borjomiok.files.wordpress.com/2011/10/x_e2090cbb.jpg http://spbfoto.spb.ru/foto/data/media/1/Hermitage.jpg http://s60.radikal.ru/i167/1104/e2/e49d490c83c1.png http://www.stone2art.ru/skulptura-rossii/skulptura-vtoroj-poloviny-xviii-veka http://dikulya67.ru/post253499551/ http://img-fotki.yandex.ru/get/4123/86441892.43c/0_b414f_5137e552_orig.jpg http://gadaika.ru/sites/gadaika.ru/files/att/77/546456.png http://i021.radikal.ru/1109/46/6df6b3517e09.jpg
Скачать эту презентацию
Наверх