Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию (отдельной новой формой жестокости называют торговлю детьми). Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.
Cлайд 3
явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика; происходящее в настоящем или случившееся в прошлом; единичное или множественное, длящееся долгие годы; по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.
Cлайд 4
отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний; многовековые традиции патриархального воспитания; пропагандируемый в современном обществе культ жестокости; низкий уровень общей и правовой культуры населения; несовершенство законодательной базы; вытекающее из невежества бессилие родителей, которые не могут добиться позитивных результатов иными средствами, кроме жестокости.
Cлайд 5
родителей или иных законных представителей; близких родственников; сверстников или старших детей знакомых и незнакомых ребенку; педагогических работников образовательных, воспитательных либо лечебных учреждений; посторонних, наделенных властными полномочиями; иных посторонних – знакомых и незнакомых взрослых.
Cлайд 6
1 место: улица и двор (более четверти опрошенных испытывают и вербальное и физическое насилие). 2 место: общественные места и транспорт (в основном, вербальное насилие в виде оскорблений, брани и угроз) 3 место: школа (ребята чаще всего встречаются с непристойными шутками и репликами в свой адрес). Последнее место: квартира (собственная или чужая).
Cлайд 7
психологическое пренебрежение основными потребностями ребенка физическое сексуальное доведение до самоубийства (относительно новый вид, поскольку статистика отмечает неуклонный рост самоубийств среди детей школьного возраста)
Cлайд 8
это однократное или хроническое воздействие на ребенка враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.
Cлайд 9
предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; обвиняют ребенка во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.
0-1 год: нарушение сна и аппетита, плаксивость, отсутствие реакций на окружающих либо небезопасная привязанность; 1-3 года: недостаточность активного внимания, агрессивность, задержка речевого развития, неразборчивая привязанность к малознакомым взрослым, отсутствие навыков самообслуживания; 3-6 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, несформированность социальных навыков, прилипчивость; 6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение; подростки (неспецифические признаки): депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).
Cлайд 12
Психологическое насилие является наиболее частой формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка. Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.
Cлайд 13
заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.