Семейное насилие в отношении младших школьников и возможные последствия Автор: Кассихина Галина Петровна, учитель начальных классов
Cлайд 2
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома Л. Толстой
Cлайд 3
Насилие – применение физической силы к кому-либо, принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности, притеснение. Насилие в семье – это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.
Cлайд 4
Индикаторы жестокого обращения в отношении младших школьников: агрессивность или, наоборот, подавленность; безнадзорность; ухудшение успеваемости; ухудшение здоровья; физические признаки (ссадины, кровоподтеки и т.д.); информация из других источников (одноклассники, их родители и т.д.).
Cлайд 5
Факторы, которые способствуют жестокому обращению с детьми Принято жестокое отношение к детям Критическая ситуация или стечение обстоятельств Недостаток элементарных знаний о детском развитии Строгие наказания обычно не считают насилием
Cлайд 6
Основные виды семейного насилия в отношении младших школьников: физическое насилие; эмоциональное (психическое) насилие; сексуальное насилие; отсутствие заботы о детях;
Cлайд 7
Группа детей, которая в силу внутренних или внешних обстоятельств имеют повышенный риск подвергнуться насилию со стороны взрослых дети – инвалиды с физическими и умственными недостатками; дети, появившиеся на свет после тяжелой беременности или родов; дети, чей пол не соответствует ожиданиям родителей; нежеланные дети; нелюбимый ребенок в семье; дети, имеющие сходство с нелюбимыми родственниками; дети с расстройствами и нетипичными вариантами поведения – раздражительные, гиперактивные, агрессивные, со слабым контролем поведения и др.; высокоодаренные или талантливые дети
Cлайд 8
Ближайшие последствия насилия Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребенка. Когнитивные последствия – изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе. Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере и в самовосприятии. Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка. Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные отношения.
Cлайд 9
Отдаленные последствия насилия Стойкие нарушения на физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом и социальном уровне
Cлайд 10
Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов: Характеристика насилия над младшим школьником: от кого исходило насилие; является ли ребенок прямым объектом насильственных действий или свидетелем насилия в адрес значимых для него людей; вид(ы) насилия, которым он подвергался; длительность ситуации насилия; частота насильственных действий и эпизодов; степень тяжести насильственных действий; особенности раскрытия факта насилия; Личностные особенности младшего школьника: устойчивость ребенка по отношению к стрессам; уровень самооценки; уровень интеллектуального развития.
Cлайд 11
Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро В. Сухомлинский