Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. Житейский смысл понятия психология: оно употребляется для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей.
Cлайд 3
Cлайд 4
Научный смысл понятия психология: оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины.
Cлайд 5
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»).
Cлайд 6
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. В истории психологии можно условно выделить четыре этапа.
Cлайд 7
Cлайд 8
ПСИХОЛОГИЯ – это наука о закономерностях появления, проявления и развития психики.
Cлайд 9
ПСИХОЛОГИЯ отвечает на 3 вопроса: Что? Как? Почему?
Cлайд 10
ЧТО? Задачей психологии является ОПИСАНИЕ ФАКТОВ психической жизни.
Cлайд 11
КАК? Задачей психологии является ОБЪЯСНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ психической жизни.
Cлайд 12
ПОЧЕМУ? Задачей психологии является РАСКРЫТИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ психической жизни.
Другими словами, ПСИХОЛОГИЯ – это наука, изучающая Факты Механизмы Закономерности психических явлений.
Cлайд 15
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ – Это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Психология – наука преобразующая.
Cлайд 16
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ: Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план. Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.
Cлайд 17
ПСИХИКА (в переводе душа) – это свойство высокоорганизованной материи головного мозга отражать объективную действительность. ПСИХИКА – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Cлайд 18
ОТРАЖЕНИЕ (в переводе копирование) – это создание идеальной копии реального мира (в головном мозгу).
Cлайд 19
ОТРАЖАЕМОЕ ОТРАЖАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОТРАЖЕННОЕ (ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ)
Cлайд 20
Для осуществления отражения необходимы 2 условия: Головной мозг. Объективная реальность. Психика вторична по отношению к материи головного мозга.
Cлайд 21
ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ – это субъективное отражение объективного мира. Наши субъективные образы мира становятся более или менее правильными под влиянием опыта жизни, практической деятельности как в ходе истории, так и в ходе развития отдельного человека.
Cлайд 22
СТРУКТУРА ПСИХИКИ Психика имеет сложное строение. Альберт Эйнштейн, говоря о психологии, воскликнул: насколько же психология как наука сложнее, труднее, чем физика!
Cлайд 23
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХИКИ составляют психические явления. Леонтьев А.Н. «Психические явления есть отражение независимо существующего в действительности, в реальности».
Cлайд 24
* ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ СТРУКТУРА ПСИХИКИ Психические свойства Психические состояния Психические процессы
Cлайд 25
Cлайд 26
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: Выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Обладают определенными динамическими характеристиками (длительность, устойчивость). На их основе формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.
Cлайд 27
* ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СТРУКТУРА ПСИХИКИ Волевые Эмоциональные Познавательные
Cлайд 28
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ связаны с восприятием и переработкой информации: Ощущение Восприятие Внимание Представление Память Воображение Мышление Речь
Cлайд 29
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ отражают значимость происходящего для человека: Эмоции Чувства Аффект Настроение Фрустрация Стресс
Cлайд 30
ВОЛЕВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - связаны с преодолением трудностей, принятием решений, управлением поведением, борьбой мотивов и т.д.
Cлайд 31
НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.
Cлайд 32
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ: Характеризуют состояние психики в целом. Обладают определенными динамическими характеристиками (длительность, устойчивость, направленность, интенсивность). Влияют на течение и результат психических процессов и на деятельность. Определяют индивидуальность человека.
Cлайд 33
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ: Угнетенность. Активность. Страх. Бодрость. Уныние. Подъем и т.д.
Cлайд 34
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА- наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека.
Cлайд 35
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА- Характеризуются большими устойчивостью и постоянством. Определяют индивидуальность человека.
Cлайд 36
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: Направленность (мотивы, намерения, цели, установки и т.д.). Темперамент. Характер. Способности.
Cлайд 37
Cлайд 38
СТРУКТУРА ПСИХИКИ
Cлайд 39
ФУНКЦИИ ПСИХИКИ
Cлайд 40
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений. Леонтьев А.Н.: «Задачи психологии заключаются именно в том, чтобы исследовать, познать природу, сущность тех явлений, которые описываются как явления психические или психологические».
Cлайд 41
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 1. Описание поведения – создание ясных подробных описаний типа поведения. 2. Объяснение поведения – раскрытие его причин. 3. Прогнозирование поведения – выявление законов, позволяющих ученым прогнозировать его с вероятностью выше вероятности случая. 4. Управление поведением – результаты психологического исследования должны быть применимы к непосредственному регулированию поведения.
Cлайд 42
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей). использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического и психологического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности; быть теоретической основой практики психологической службы.
Cлайд 43
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Психологи давно задают себе вопрос: «Чем можно доказать, что наблюдаемое явление не случайно или что оно объективно существует?»
Cлайд 44
* 1. Организационный метод КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ Б.Г. Ананьева Комплексный Лонгитюдный Сравнительный (срезы)
Cлайд 45
* 2. Эмпирический метод Психодиагностика (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа) Наблюдение (самонаблюдение) Эксперимент Биографический метод Анализ продуктов деятельности
Cлайд 46
* 3. Методы обработки данных Качественные (дифференциация) Количественные (статистические)
Cлайд 47
* 4. Интерпретационные методы Структурный Генетический
Cлайд 48
* КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ Дружинина В.Н.
Cлайд 49
ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев: предмет, с которым они связаны; связи с другими отраслями знания; общие или частные проблемы, которые они изучают; методы, которые они используют.
Cлайд 50
ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяются две сферы научно-психологических знаний: фундаментальная и прикладная психология.
Cлайд 51
В зависимости от метода исследования или психологической практики выделяются следующие отрасли психологии: научная и практическая психология экспериментальная психология математическая психология психодиагностика психотерапия консультационная психология
Cлайд 52
ОТРАСЛИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ общая психология; психология личности; дифференциальная психология; психофизиология; нейропсихология; социальная психология; психология развития; психология аномального развития (или специальная психология); сравнительная психология и зоопсихология.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ И ДРУГИХ НАУК Б.М. Кедров поместил психологию в центре своего «треугольника наук»: Философия Общественные науки Естественные науки Технические науки Психология
Cлайд 55
Психология является наукой, в которой соотносятся гуманитарные и естественно-научные знания, что определяет ее как фундаментальную в системе наук, объединяющую данные области знаний.