Попок Лариса Александровна Учитель искусства МБОУ СОШ №31 города Ростова-на-Дону Опыт проведения уроков искусства.
Cлайд 2
Cлайд 3
• Должность: учитель искусства. • Образование: высшее. • Специальность по диплому (№ документа, дата выдачи): учитель математики, РГПИ, математический факультет, КВ № 402668, 1984 год. • Педагогический стаж: 31 лет. • Стаж работы в МБОУ СОШ № 31: 21 лет. • Преподаваемые предметы: математика, алгебра, геометрия, искусство. • Разряд, категория: 14 разряд, высшая категория. • Дата, № документа: пр. № 61 от 01.02.2013 года. • Дата прохождения курсов: Институт управления, бизнеса и права, 2009 год; ИПК и ПРО, 2015 год. • Награды: Благодарственное письмо МУОО Советского района, грамота администрации Советского района города Ростова-на-Дону; грамота МБОУ СОШ № 31 за долголетнюю наставническую работу, 2014 год. • Тема самообразования: «Духовно-нравственное воспитание на основе традиций русской культуры».
Cлайд 4
Специфика любой школьной дисциплины определяется её целевыми и ценностными установками. На первый взгляд «Искусство» может быть отнесено к тем курсам, предметом которых в той или иной степени являются произведения искусства. Однако его своеобразие заключается в том, что перед педагогом стоит не только задача изучения искусства, так сказать трансляция готовых знаний: предоставление информации о жизни и творчестве великих мастеров, рассказы об истории создания и бытовании художественных произведений, погружения в технологии творчества. В фокусе педагогического внимания, в первую очередь, оказывается личность школьника, претерпевающая глубинные изменения под воздействием общения с искусством. Считаю, что основные усилия педагога должны быть направлены на создание комфортной для ребёнка развивающей среды, организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие и личностный рост обучающегося.
Cлайд 5
По моему мнению, «Искусство» рассматривается как уникальный педагогический инструмент целостного и гармоничного развития личности; пространство, в котором школьник не только получает возможность культурной Самоидентификации, но и обретает полноценный опыт существования в культуре, максимально полно реализует свой природный потенциал, вырабатывает разнообразные модели жизненного поведения. Изучение «Искусства» направлено на достижения следующих целей: Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность и логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей.
Cлайд 6
«Искусство» формирует представления об идеях и методах художественной культуры как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов; осуществляет воспитание культуры личности, формирует отношение к художественной культуре как к части общечеловеческой культуры. При изучении «Искусства» соблюдается преемственность в преподавании с 8 по 9 класс. Сохраняются итегративные линии с предметами: музыка, изобразительное искусство, литература, история, обществознание. Предмет реализует программу развития общеобразовательного учреждения – МБОУ СОШ № 31 – «Школа гражданской культуры»: воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, воспитание культуры личности, отношение к мировой художественной культуре как к части общечеловеческой культуры.
Cлайд 7
По моему мнению, неоспоримым является тот факт, что, во первых, предмет раскрывает родство различных видов искусства, объединённых ключевым понятием художественного образа; во вторых, в нём особо подчёркнута практическая направленность и прослеживается связь с реальной жизнью. Соблюдается принцип дифференциации индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет не протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности обучающегося в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. В условиях многонациональной российской системы образования мне предоставлена возможность более широко использовать национальный компонент за счёт вариативной части Базисного учебного плана. Поэтому, неслучайно мной выбрана тема самообразования: «Духовно-нравственное воспитание на основе традиций русской культуры».
Cлайд 8
Считаю необходимым в рамках работы по теме самообразования изучение не только теоретического материала, но и творческую его реализацию при проведении уроков. Так при проведении открытых уроков в 9-х классах (2013-14г.) по теме «Декоративно-прикладное искусство» были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы: Декоративно-прикладное искусство – составная часть народного творчества; Сохранение и развитие национальных традиций; Практическая и эстетическая направленность произведений декоративно-прикладного искусства;
Cлайд 9
Классификация декоративно-прикладного искусства по функциональному признаку, материалу и технике выполнения; Крупнейшие народные промыслы России. При подготовке к открытым урокам школьники организовали выставку предметов декоративно-прикладного искусства, которая наглядно продемонстрировала практическую направленность изучаемой темы – в каждом доме обучающихся нашлись предметы, относящиеся к данному виду искусства. На уроках детьми были продемонстрированы презентации и видеоролики по следующим темам:
Cлайд 10
«Ковроделие» (Иноземцев, 9 в); «Художественная керамика» (Тихонова, 9 в); «Гжель» (Никитина, 9 в); «Прикладное искусство стран Востока» (Щетинина, 9 а); «Декоративно-прикладное искусство в Эрмитаже» (Чернобровина, 9 а). За подготовкой к открытым урокам с интересом наблюдали обучающиеся 7 классов, которые попросили разрешения принять участие в подготовке презентаций по данной теме. Лучшие их проекты были продемонстрированы девятиклассникам на открытых уроках: «История развития декоративно-прикладного искусства» (Кривякина, 7 а); «Виды декоративно-прикладной росписи» (Кривошапка 7 а). В конце урока было проведено тестирование, закрепляющее знания обучающихся по теме «Декоративно-прикладное искусство». Школьникам необходимо было ответить на следующие вопросы: 1. Когда возникло декоративно-прикладное искусство? В современном обществе; В первобытном обществе; В средневековье; Во времена крепостного права. 2. «Декоративный» - значит: Украшенный; Разноцветный;
Cлайд 11
с) Нарядный; d) Ажурный, изящный. 3. Зачем люди украшают свои жилища? Отгораживаются от внешнего мира; Укрываются от неблагоприятных природных явлений; Хотят привлечь к нему силы добра и света; d) Наполнить жизнь эстетическим содержанием. 4. Чем отличался народный праздничный костюм от современного? Богатством используемых материалов; Удобством при ношении; Ручным изготовлением; Передачей по наследству. 5. Назови знаменитый российский центр изготовления игрушек. Гжель; Жостово; Филимоново; Дымково. 6. Назови центр изготовления посуды и декоративных предметов с характерным сочетанием белого и синего цветов.
Cлайд 12
Филимоново; Гжель; Городец; Хохлома. 7. В чём своеобразие городецкой росписи? В работе по дереву; В работе по глиняным предметам; В использовании одного цвета; В использовании только цветочных композиций. 8. Какие бытовые предметы расписывают в селе Жостово Московской области? Игрушки; Чайные сервизы; Подносы; Шкатулки. 9. В чём состоит отличие произведений декоративно-прикладного искусства современности от произведений народных мастеров? Народные мастера используют
Cлайд 13
передаваемые из поколения в поколение правила и навыки; b) Практически нет отличий; c) Современные мастера более смело экспериментируют с формой, цветом и материалом; d) Предметы современного декоративно-прикладного искусства более выставочны и не являются необходимыми в быту. 10. Важнейший критерий значимости предметов декоративно-прикладного искусства: Польза в использовании; Прочность; Необходимость в быту; Красота.
Cлайд 14
Критерии оценивания: Каждый правильный ответ +1 балл; Максимальное количество баллов +17; 16 баллов–14 баллов – «5»; 13 баллов-11 баллов – «4»; 10 баллов-8 баллов – «3»; 7 баллов и меньше – «2». Приведённый выше текст теста является моей авторской разработкой. При подготовке и проведении уроков по «Искусству» использую большое количество дополнительной литературы. Кроме того, информационно-методическое обеспечение курса «Искусства» состоит из: комплекта портретов великих художников, скульпторов и композиторов; комплектов шедевров изобразительного искусства «Жанровая живопись», «Портрет», «Рисунок», «Пейзаж».
Cлайд 15
Продолжается работа с привлечением материалов образовательных порталов и сайтов: http://www.fipi.ru/ http://www.schoolcollektion/edu.ru/ http://www.clonobr.ru/ http://www.slovari.yandex.ru/ http://www.megabook.ru/ http://www.philisophi.ru/ http://www.piter-press.ru/ http://www.irgali.narod.ru/ Значительный вклад в информационно-методическое обеспечение образовательного процесса вносят сами обучающиеся. Собрана большая библиотека литературы, аудио- и видеоматериалов.
Cлайд 16
Это всего лишь небольшая часть собранной обучающимися библиотеки печатных изданий по предмету «Искусство». Считаю, что в результате изучения курса «Искусство» выпускники 9-х классов должны знать: Основные виды и жанры искусства; Изученные направления и стили мировой художественной культуры; Шедевры мировой художественной культуры; Особенности языка различных видов искусства. Выпускники должны уметь: Узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением; Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств; Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре.
Cлайд 17
Обучающимся предстоит использовать приобретённые по предмету «Искусство» знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Выбора путей своего культурного развития; Организации личного и коллективного досуга; Выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; Самостоятельного художественного творчества. Для достижения перечисленных целей по каждой теме курса дети выполняют учебные и творческие задания в разнообразных видах: создание рефератов, презентаций, художественных фотографий, написание эссе.
Cлайд 18
Предмет «Искусство» в школе преподаю шестой год. За этот период обучающиеся 8 – 9-х классов имеют следующие результаты: Рефераты, выполненные обучающимися 8 – 9 классов. 2012-13уч. г. % успеваем %качества СОК 9 а 100 74 67 9 б 100 39 49
Cлайд 19
2013-14уч. г. % успев. % качества СОК 8 а 100 72 61 8 б 100 75 68 8 в 100 40 49 9 а 100 93 71 9 б 100 83 67 9 в 100 89 71
Cлайд 20
2014-15уч.г.(3-ячетв.) % успев. % качества СОК ср. балл 9 а 100 97 85 4,8 9 б 100 89 81 4,4 9 в 100 52 59 3,8
Cлайд 21
Курс «Искусство», по моему мнению, призван способствовать становлению личности ребёнка, формированию его мировоззрения, характера, быть может, в чём-то даже внешнего облика, так как соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящих в этот мир для добра и созидания.