X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Пасха на Руси

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Пасха на Руси

Скачать эту презентацию

Cлайд 1
Пасха на Руси Автор: Гатин Дамир https://prezentacija.biz/ Пасха на Руси Автор: Гатин Дамир https://prezentacija.biz/
Cлайд 2
Славянские названия Пасхи Великде нь, Пасха честна я, Светлое Воскресенье; по... Славянские названия Пасхи Великде нь, Пасха честна я, Светлое Воскресенье; польск. Wielkanoc; чеш. Velikonoce; словацк. Veľká noc; словен. Velika noč, Vuzem; в.-луж. Jutry ;сербохорв. Великден, Ускрс; болг. Великден; макед. Вазам, Вузам; ст.-слав. Великъ дьнь, Велии, др.-рус. Великодень. Старославянское слово Великъ дьнь является калькой с греч. μεγάλη ἡμέρα «великий день» и часто встречается в древнерусских источниках для обозначения праздника Пасхи. В славянских переводах Библии, например в Остромировом Евангелии (1057 год), этим словом обозначалась и иудейская Пасха Название Пасхи у лужичан (и некоторых других западнославянских народов) — в.-луж. Jutry — происходит от слов «утреня, заутреня», указывающих на время католического Пасхального богослужения. В некоторых диалектах хорватского языка Пасха называется Vuzem, Vazam — это слово выводят от корня «взять». Такое название мотивировано противопоставлением конца Великого поста его началу — Пусту.
Cлайд 3
Церковь и дохристианские традиции Церковь стремилась, чтобы на Пасху не было ... Церковь и дохристианские традиции Церковь стремилась, чтобы на Пасху не было игрищ и обрядов, которые она определяла «языческими». По мнению ряда исследователей , на Пасху перешли обряды встречи весны в день весеннего равноденствия. В приметах и обрядности дня присутствуют сюжеты и мотивы, характерные для народного календаря весны и начала лета (поминальные, свадебные, метеорологические, аграрно-хозяйственные и др.). Поговорки напрямую связывает этот день с Благовещеньем (25 марта) — «Як би не було Благовещеннина, не було бы i Воскресенщiна» (укр.), «Каков день на Благовещение, такой и на Пасху». А. Н. Афанасьев пишет, что в Галиции известна песня о воскресающей после зимы Весне. По мнению публициста Г. Д. Рыженкова, от весеннего языческого праздника христианская Пасха взяла ритуал освящения куличей, изготовление творожной Пасхи, крашение яиц и т. п. (в реальности славянский пасхальный хлеб наследует церковному артосу). В старину существовал также обычай на Пасху катать по земле священников и дьяконов после молебна на ржаном или льняном поле, чтобы «снопы были такие же высокие и тяжёлые», чтобы «хлеб или лён уродился высок и хорош». По мнению В. Я. Проппа: «…и те праздники, которые церковь считает своими, как праздники рождения, смерти и воскресения Христа, также оказываются по своему происхождению языческими». По мнению преподавателей филологического факультета Белорусского университета, в этот день, когда он становился «великим» (длиннее ночи), раньше начинался новый календарный год. Публицист Г. Д. Рыженков считает, что дохристианский земледельческий календарь был ориентирован по солнцу, а календарь церковный — по луне. В результате совмещения календарей возникло два типа праздников. Первые ежегодно, с языческих времён, отмечаются в одно и то же время (постоянные или непреходящие праздники); вторые — каждый год справляются в разные дни (непостоянные, переходящие праздники). К последним относятся Пасха. По словам В. К. Сапиги, Пасха на Украине — это, помимо всего прочего, праздник весеннего воскресения, обновления природы, которое отмечалось с приходом дня весеннего равноденствия ещё в дохристианские времена.
Cлайд 4
Представления восточных славян Неделя перед Пасхой в белорусском Полесье сохр... Представления восточных славян Неделя перед Пасхой в белорусском Полесье сохранила древнее название «Русальная», как и недели перед Колядой, Троицыным днём и Ивановым днём. Считалось, что Страстная неделя была временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, в один из дней, предшествующих Пасхе или непосредственно следующих за ней, предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени. Всю неделю старательно готовились к празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С Пасхой связано множество различных поверий. Славяне верили, что в этот день раскрываются небеса, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. В продолжение всей Светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними; а скончавшиеся в эту седмицу вступают, по народному поверью, в отверстые врата рая. Весеннее пробуждение природы чествовалось красными яйцами, и вообще красные и жёлтые яйца считаются необходимой принадлежностью праздничных обрядов, совершаемых на Светлой неделе, в Радуницу, Семик и Троицу. Всякому, кто умирает на Светлой неделе, дают в руки красное яйцо, с которым и опускают его в могилу, дабы на том свете он мог похристосоваться с своими родичами. При желании люди, тоскующие о смерти своих близких, могут увидеть их в церкви на пасхальной службе, выслушать их просьбы и жалобы. После литургии русские крестьяне, несмотря на запреты священников, шли на кладбище христосоваться с покойниками. У болгар сохранилось поверье, что на Великдень выпускаются души умерших, а закрывали их на Великой (Зелёной) неделе на Троицу. Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например, человек первым придёт после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Верили, что удача будет обеспечена и вору, если он украдёт во время заутрени какой-либо предмет у молящихся людей и при этом не попадётся на краже . К празднованию готовились всю Страстную неделю — с понедельника по субботу.
Cлайд 5
Cлайд 6
«Волочебники» Волочебниками у русских назывались три дня — суббота, Великдень... «Волочебники» Волочебниками у русских назывались три дня — суббота, Великдень и следующий понедельник. У украинцев был «Волочильний понедiлок». У белорусов волочебники («волочевники») разделялись на «хлопский» — в понедельник и «дивчацкий» — во вторник. Первоначально, вероятно, волочебные обряды исполняли бродячие странники, калики перехожие — мужская компания, состоящая в основном из молодых парней. Ходили из двора во двор, за славленье получали подарки: яйца, пироги, водку, иногда большие угощения. Волочебный обряд существовал в Белоруссии, на Украине, в некоторых местах России, граничащих с Белоруссией, а также на юге России (Воронежская область). Компания парней в ночь с субботы на воскресенье (в России и Белоруссии часто накануне Великдня) или с воскресенья на понедельник (на Украине и местами в Белоруссии) обходит дворы. Руководит самый умелый или бойкий, называемый починальником. Поются волочебные песни, напоминающие зимние колядки. Обычно первая песня обращается к хозяину и хозяйке дома. В ней прославляется умелое ведение хозяйства, благоустройство, порядок в доме, благополучие в семье, Егорий пасёт им коров, Никола — коней, Илья — зажинает жниво, Пречистая Богородица — засевает, а Покров — собирает. Затем, если хозяин благосклонен, прославляются красавицы-рукодельницы дочери и умелые здоровые сыновья. За это хозяева одаривают волочебников обязательно крашеным яйцом, пирогом, а также салом, сыром или другими продуктами. Примерно с XIX века стало допустимым (не везде) одаривать и деньгами. На Украине дворы обходили большей частью мальчики 8-12 лет, в обряде порой присутствовали элементы скоморошных забав.
Cлайд 7
КОНЕЦ КОНЕЦ

Презентации этого автора

Скачать эту презентацию
Наверх