Загадка: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом - Чудеса увидишь в нём. Тема учебного проекта: Что даёт лес человеку?
Cлайд 2
Творческое название проекта: Лес – дом, и всем уютно в нём». Цель проекта: формирование экологической грамотности учащихся. Задачи проекта: Познакомить учащихся со значением леса. Рассмотреть экологические проблемы в лесной полосе, возникающие по вине человека. Научить учащихся формулировать учебные задачи, выбирать способы деятельности. Научить выбирать информацию из различных источников( в том числе из Интернета) и систематизировать её. Формировать навыки публичной презентации проекта.
Cлайд 3
Этапы и сроки проведения проекта: «Мозговой штурм» (формирование тем исследований учеников) – 1урок, 15 минут. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1урок, 20 минут. Выбор творческого названия проекта(совместно с учащимися) -2 урок,10 минут. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 2 урок, 15 минут. Обсуждение со школьниками возможных источников информации – 3 урок, 20 минут.
Cлайд 4
Этапы и сроки проведения проекта: Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе – 3 урок, 10 минут. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 4, 5, 6 уроки. Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе – 7 урок, 20 минут. Защита полученных результатов и выводов – 8 урок, 20 минут.
Cлайд 5
Тема учебного проекта: Что даёт лес человеку? Основополагающий вопрос: Что даёт лес человеку? Проблемные вопросы: Где и почему растут леса в России? В чём значение леса в жизни человека? Откуда возникают экологические проблемы леса? Человек – друг или враг леса? Учебные предметы: окружающий мир, литературное чтение. Участники: учащиеся 4 класса, Воробьёв Семён, Асатрян Гегам, Фаткуллина Дарина, Самарцева Олеся.
Cлайд 6
Проблемы(темы) самостоятельных исследований учащихся: «Лес – дом, и всем уютно в нём» - Воробьёв Семён. Экологические проблемы леса. – Асатрян Гегам. Человек – друг или враг? - Самарцева Олеся. Где и почему растут леса в России? – Фаткуллина Дарина.
Cлайд 7
Результаты представления исследований: Экологическая компетентность учащихся по теме защиты леса. Умение работать с информацией из разных источников, иллюстрировать её. Развивать наблюдательность. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Cлайд 8
Проект: Что даёт лес человеку? Авторы проекта: ученики 4 класса ООШ № 3 Асатрян Гегам, Воробьёв Семён, Самарцева Олеся, Фаткулина Дарина. Руководитель: Васильченко Лариса Петровна
Cлайд 9
Гипотеза: Жизнь человека и леса взаимосвязаны. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анализ, обобщение, экскурсия.
Cлайд 10
1. Где и почему растут леса в России? Большая часть России расположена в зоне лесов, простирающейся от восточных границ страны до западных её границ. В северной части лесной полосы, где поверхность земли получает меньше тепла, чем южная растут густые, труднопроходимые хвойные леса, которые называются тайгой. В тайге растут холодостойкие породы деревьев: ель, сосна, пихта, лиственница и кедр. К юго – западу от тайги поверхность земли получает больше тепла и влаги, поэтому там растут вместе с хвойными деревьями смешанные леса: берёза, осина, ольха, ива, черёмуха, дуб. Самое могучее дерево этих лесов – дуб. Дубы требовательны к почве, теплу, влаге, поэтому распространяются на восток только до Уральских гор. Ещё дальше на юг простираются широколиственные леса и рощи. В этих лесах растут : клён, ясень, бук, вяз, дуб, липа, боярышник, калина, шиповник, малина. Леса занимают больше половины территории России и составляют наше главное природное богатство.
Cлайд 11
2. « Лес – дом, и всем уютно в нём». В чём значение леса в жизни человека? Нет ничего милее Нас ждут в лесу рябинка, Бродить и думать здесь, Орехи и цветы. Излечит, обогреет, Душистая малина Накормит русский лес. На кустиках густых. А будет жажда мучить – Жизнь кажется иною, То мне лесовичок И сердце не болит, Средь зарослей колючих Когда над головою, Покажет родничок. Как вечность, лес шумит. Значение леса: аптека источник чистой воды и пищи источник древесины источник топлива дом для растений, животных, грибов защитник воздуха, водоёмов, почв место отдыха
Cлайд 12
3. Экологические проблемы леса. Откуда возникают экологические проблемы леса? Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти. Тут сидят и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят. Мы по бережку прошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Тут и там – пустые банки. И, как будто нам назло, Даже битое стекло!
Cлайд 13
Проблемы леса: Широколиственные леса люди стараются сохранять – их очень мало. Ещё в ХVІІІ в. по указу Петра І в России была запрещена рубка дубовых рощ. В лесной зоне развиты промысел пушного зверя и рыболовство на реках и озёрах. Однако бесконтрольная охота на пушных зверей привела к сокращению их численности. Поэтому сейчас охота на многих зверей ограничена или запрещена совсем. Главная беда лесной зоны – лесные пожары. Пожар в лесу очень трудно потушить, особенно в ветреную погоду. После пожара лес начинает медленно вымирать. Детская забава с поджиганием сухой травы очень часто оборачивается трагедией для леса. Внимание! Лесу вредят: Загрязнение леса людьми отходами от пищевых продуктов Вырубка леса Незаконная охота Пожары
Cлайд 14
Выводы: Леса в России растут в благоприятных для них условиях, которые зависят от тепла, количества влаги, климатических условий, свойств почвы и т.д. Лес важен для человека как источник здоровья, чистого воздуха, место обитания животных. 3. Уничтожение человеком леса в хозяйственных нуждах и по неосторожности может привести к экологической катастрофе на Земле. Берегите лес!