КТО? «Ну-ка, дети! Кто храбрее всех на свете?» Так и знал — в ответ все хором Нараспев: «ЛЕВ!» «Лев? Ха-ха... Легко быть храбрым, Если лапы шире швабры. Нет, не лев, не слон... Храбрее всех, малыш, — МЫШЬ! Сам вчера я видел чудо, Как мышонок влез на блюдо И у носа спящей кошки Не спеша поел все крошки. ВОТ!»
Cлайд 2
Родился 1 октября 1880 года в Одессе, в семье аптекаря. Учился в Житомирской гимназии. В 1905 году переехал в Петербург и стал сотрудничать в сатирических журналах. Первый сборник стихов «Разные мотивы» в 1906 году был задержан цензурой. Один год жил в Германии, где слушал лекции в одном из немецких университетов. В 1908-1911 годах активно сотрудничал в журнале «Сатирикон»
Cлайд 3
О том, что Саша Чёрный — блестящий сатирик, знают, пожалуй, все. О том, что Саша Чёрный — оригинальный детский поэт, известно далеко не каждому. А между тем, это именно так. Самый знаменитый сборник его детских стихов увидел свет в 1921 году в Данциге, где поэт жил после того, как эмигрировал из России. Республика Польша Гданьск в 1308—1466 и 1793—1945 годах носил название Да нциг,— город в северной Польше, шестой по населению в стране Назывался сборник «Детский остров». Это была не первая книга, написанная Сашей Чёрным для детей. Ещё на родине он участвовал в альманахе «Жар-птица». Здесь же выходили его книги «Тук-тук» (1913), «Живая азбука» (1914).
Cлайд 4
И всё же только за границей Саша Чёрный стал по-настоящему детским поэтом. Он создал свой стихотворный остров для тысяч русских ребятишек, оказавшихся с родителями в эмиграции. Это был заповедный уголок потерянной России, где звучал родной язык — гибкий, яркий, живой; где поэт придумывал игры и забавы и, не скупясь, дарил их своим юным соотечественникам. Пройдут долгие десятилетия, прежде чем «Детский остров» вернётся на родину и навсегда станет неотъемлемой частью нашей общей детской поэзии.
Cлайд 5
Стихов для самых маленьких у Саши Чёрного немного. Но они есть. «Приставалка», «Застенчивый таракан», «Трубочист», «Про девочку, которая нашла своего Мишку», «Колыбельная для куклы», «Скрут», «Крокодил», «Зелёные стихи», «Хрюшка», «Воробей», «Жеребёнок», «Кто?» — любое из этих стихотворений вполне доступно маленькому слушателю. А их своеобразный ритм и ни на кого не похожая интонация запомнятся надолго.
Cлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
ПРИТИСНЕШЬ – конец, гибель, от немецкого –kaputt; В СВОЙ ЧЕРЁД КАПУТ – в свою очередь, когда придёт время; – прижмёшь;
Cлайд 9
Какие две темы обсуждаются в стихотворении? Как эти две темы распределяются по строфам?
Cлайд 10
1 1 2 2
Cлайд 11
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворения С.Черного «Что ты тискаешь утенка» Выразительное чтение стихотворений «Приставалка», «Застенчивый таракан», «Трубочист», «Про девочку, которая нашла своего Мишку», «Колыбельная для куклы», «Скрут», «Крокодил», «Зелёные стихи», «Хрюшка», «Воробей», «Жеребёнок» и других подготовить наизусть по выбору (по желанию). Автор презентации: Егорова Алла Владимировна, учитель начальных классов МАОУ гимназии №29 г.Томска