Бюрократия Бюрократия (буквально — господство канцелярии), специфическая форма социальных организаций в обществе (политических, экономических, идеологических и др.), существо которой заключается в : отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации в главенстве формы над содержанием деятельности этой организации в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления. Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Коренным признаком бюрократии является существование и рост слоя бюрократов — привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты.
Cлайд 3
Карл Маркс Впервые научное понимание природы и существа Б. дал К. Маркс. В работе "К критике гегелевской философии права" Маркс показал, что Б. заключается прежде всего в потере организацией содержательной цели своей деятельности, в подчинении правил её функционирования, деловых принципов задаче сохранения и укрепления её как таковой. К. Маркс впервые в истории вскрыл классовые основы Б. как формы политической жизни. он сформулировал задачу слома бюрократической буржуазной машины как первое условие победы социалистической революции.
Cлайд 4
Основы немарксистских социологических концепций Б. были заложены в работах немецкого социолога М. Вебера.
Cлайд 5
Вебер Макс (21.4.1864, Эрфурт, — 14.6.1920, Мюнхен) немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Профессор в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге, Мюнхене. Диапазон научной деятельности очень широк: аграрная история древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца 19 в., социология религии и методология общественных наук. Веберу принадлежит также теория бюрократии, авторитета и власти. Он оказал значительное влияние на развитие современной буржуазной социологии.
Cлайд 6
Он рассматривал бюрократию как "естественную" и "необходимую" форму всякой социальной организации. Сам термин «бюрократия» приобрёл у Вебера позитивный характер и относился к организации вообще. В таком же смысле он употребляется во многих немарксистских социологических работах. Безличность, рациональность, строжайшую регламентированность, ограниченность ответственности Вебер считал "идеалом" всякой организации. В капиталистических странах идеи Вебера нашли применение в системе управления коллективами в рамках политики "научного руководства" (особенно в США). С усложнением организаций, ростом квалифицированности работников и умножением числа обслуживающего и инженерно-технического персонала концепция, делающая акцент на безличном характере отношений людей, была дополнена концепцией "человеческих отношений", согласно которой эффективность работы связывается с морально-психологическим климатом, господствующим в организации, личными отношениями, настроениями, симпатиями и антипатиями членов организации. В качестве противоядия против "бюрократизма" выдвигается программа улучшения личных отношений людей. Концепция "человеческих отношений" не учитывает, что упорядочение и "очеловечение" отношений не уничтожает присущего буржуазной организации антидемократизма управления и тем самым не спасает её от превращения в бюрократию.
Cлайд 7
Концепция бюрократии
Cлайд 8
В работах Вебера понятие «бюрократия» имеет два смысла, первый относится к определенному способу управления, а второй представляет собой определение особой социальной группы, которая и осуществляет этот процесс управления. М. Вебер характеризует бюрократическую организацию через эффективность, в основе которой лежит точное разделение обязанностей и уровень квалификации работника, строгую иерархию власти, благодаря которой возможно тщательно контролировать работу нижестоящих рабочих, формальную систему правил, не допускающую неопределенности и двусмысленности толкования распоряжений. Кроме того, из-за подчинения установленным правилам сотрудники независимы от личности, которая выражает эти правила. Еще одной чертой бюрократической организации является безличность деятельности и эмоциональная нейтральность отношений, положительные моменты которых сводятся к формализации отношений и функционированию только в пределах рабочего пространства, возможность осуществлять свои функции только в пределах занимаемой должности и невмешательства в личные дела других сотрудников. Основной чертой бюрократической организации М. Вебер выделил рациональность
Cлайд 9
Cлайд 10
Согласно Веберу, рационализация предполагает организацию производства в области экономической организации на основе бюрократии, замену религиозных таинств личной ответственностью в религии, в области права выработку законов на основании универсальных законов и правового мышления, а в обществе в целом распространение бюрократии, государственного контроля и администрирования. В результате в Европе возник новый, никогда не существовавший прежде и потому не имеющий аналогий в истории тип общества, который современные социологи называют индустриальным. Идея о рациональности бюрократии содержит в себе два несколько различающихся момента: рациональность бюрократии максимизирует техническую эффективность, но с другой стороны она представляет собой системы социального контроля и власти. Понятие "рационализация" множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчёта, измерения и контроля.
Cлайд 11
Cлайд 12
Вебер проводил разграничение между "чиновником" и "политиком" как двумя во многом противоположными типами государственного деятеля. Чиновник должен действовать в строгом соответствии с формальными правилами в своей определенной сфере компетенции, никак не выражая свои личные взгляды и предпочтения. Если чиновник лишь исполняет спущенные сверху распоряжения и инструкции, то политик должен последовательно добиваться осуществления своих собственных целей. При этом он стремится к тому, чтобы в открытой борьбе завоевать сторонников своего политического курса.
Cлайд 13
Cлайд 14
Вывод: Хотя рациональная бюрократия неизменно функционирует в соответствии с объективно установленными правовыми нормами, которые определяют пределы компетенции органов управления, внутри этих пределов перед чиновниками открывается некоторая свобода маневра. В конечном счете, высшим принципом, служащим ориентиром всей деятельности государственных чиновников, выступает идея интересов государства. Понятие интересов государства всегда является довольно-таки расплывчатым, что дает возможность руководствующимся этой абстрактной идеей чиновникам во многих случаях действовать по собственному усмотрению.