Задачи: на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть сущность конфликта; повысить теоретические и практические знания; изучить причины возникновения конфликта; проанализировать собственное поведение, мотивы, переживаемые эмоции в ситуации конфликта.
Cлайд 4
Гипотеза: если все участники образовательного процесса будут уметь слушать и слышать друг друга, то конфликтных ситуаций будет меньше.
Cлайд 5
Методы исследования: 1. изучение и анализ психолого-педагогической литературы; 2. наблюдение и анализ педагогического процесса с целью определения причин возникающих конфликтных ситуаций; 3. анализ наблюдаемых конфликтных ситуаций; 4. тестирование, опрос; 5. анализ и обработка полученных результатов.
Cлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
Cлайд 11
Условие конструктивного разрешения конфликтной ситуации. Первое условие - выслушать и продемонстрировать слушание, получить как можно больше информации. В обсуждении конфликта желательно выяснить, как каждый понимает проблему, признать, что ваши действия и поступки могли привести к конфликту. Необходимо прояснить: соответствует ли поведение каждого участника сложившейся ситуации; как можно наиболее лаконично и полно изложить общую проблему, отметить вопросы, в которых участники конфликта либо расходятся, либо солидарны и понимают друг друга.
Cлайд 12
Поведение, стимулирующее развитие конфликта: Прерывание речи партнера; Негативная оценка личности партнера; Уклонение от конфликта, нарочитое молчание; Подчеркивание разницы между собой и партнером; Резкое ускорение темпа речи и изменение тембра голоса; Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего; Косвенное нападение, критика кого-либо или чего-либо, представляющего ценность для другого конфликтанта; Избегание пространственной близости и контакта глаз; Использование угроз; Симулирование согласия при сохранении обиды.
Cлайд 13
Вариант перечня качеств личности, важных для межличностного общения. Эмпатия; Доброжелательность; Аутентичность; Конкретность; Инициативность; Открытость; Умение слушать; Тактичность; Конфронтация; Гибкость.
Cлайд 14
Шаги взаимовыгодных переговоров. 1. Соглашение об основных правилах. 2. Контролирование эмоций. 3. Выяснение позиций. 4. Определение скрытых нужд и интересов. 5. Выдвижение альтернативных вариантов. 6. Согласие на наилучшие взаимовыгодные варианты.
Cлайд 15
Cлайд 16
Cлайд 17
Cлайд 18
Cлайд 19
Учащиеся, которые не желают конструктивно взаимодействовать только 3,3 %, остальным необходимо полноценное общение как с педагогами, так и со сверстниками.
Cлайд 20
Вывод: Особенное значение в педагогическом процессе, успешной жизнедеятельности школы имеет установление контактов всех участников педагогического процесса. Умение простраивать конструктивное общение поможет предупредить конфликт или, хотя бы, успешно его разрешить.
Cлайд 21
Рекомендации, позволяющие занять конструктивную позицию в конфликтной ситуации. Помните, что существуют разные типы так трудных людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтных ситуаций. 2. Не отвечайте агрессией на агрессию. 3. Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом.
Cлайд 22
4. Дайте возможность высказываться, внимательно выслушав претензии. 5. Старайтесь выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими трудностями. 6. Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд.
Cлайд 23
7. Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. 8. Если обстоятельства позволяют, то попросите дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. 9. Пауза тоже будет способствовать снятию эмоционального напряжения.
Cлайд 24
10. Не перебивайте без надобности, сначала слушайте, а потом говорите. 11. Отстаивая свои позиции, не будьте категоричны, умейте усомниться в самом себе. 12. В своих доводах опирайтесь на факты, а не на слухи и чужие мнения. 13. Не давайте « готовых» решений, постарайтесь так построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.
Cлайд 25
14. Мудрые говорят, что из двух спорящих виноват тот, кто умней. Это не значит, что надо избегать конфликтных ситуаций. Просто неразрешённая своевременно конфликтная ситуация, как вовремя не излечённая болезнь, может дать серьёзные осложнения. 15. Говорите о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности.
Cлайд 26
16. Говорите только за себя, умейте слушать и слышать. 17. Если в конфликтной ситуации преобладают негативные тенденции (обиды, неприязнь, подозрения…), то используйте один из методов урегулирования конфликтных ситуаций.
Cлайд 27
Методы урегулирования конфликтных ситуаций. 1. Метод «выхода чувств». 2. Метод «положительного отношения к личности». 3. «Расширение духовного горизонта спорящих». 4. Прием «принудительного слушания оппонента». 5. Метод «обмен позиций».