Киракосян Карина /9 класс/ Руководитель проекта:учитель русского языка и литературы Науменко Людмила Ивановна
Cлайд 3
Выявить причины активного употребления жаргонизмов в речи учащихся среднего звена, источники их проникновения в лексикон современного школьника. Проанализировать речь учащихся школы с точки зрения количественного и качественного использования ими жаргонизмов, выяснить лексическое значение употребляемых жаргонизмов, частотность их употребления. Классифицировать школьную жаргонную лексику с точки зрения их тематического разнообразия. Создать толковый словарь жаргонной лексики учащихся МОУ « Самофаловская сош».
Cлайд 4
Определить понятие « жаргон». Проследить историю изучения жаргонной лексики в лингвистике как науке. Провести анкетирование учащихся с целью выделения наиболее употребительных жаргонных слов и выражений, частотности их использования, причин их употребления и выяснения источников пополнения устной разговорной речи учащихся жаргонной лексикой . Собрать необходимый языковой материал для изучения данной проблемы, обработать и систематизировать его. Сформулировать выводы и дать рекомендации, направленные на преодоление чрезмерного употребления учащимися в речи жаргонной лексики.
Cлайд 5
Изучение научной литературы по данной проблеме. Анкетирование учащихся среднего звена МОУ « Самофаловская сош». Наблюдение. Анализ употребляемой учащимися бытовой лексики, не входящей в состав общеупотребительной лексики, в процессе неформального общения или неподготовленного речевого акта.
Cлайд 6
Неформальное общение учащихся,неподготовленный речевой акт. Видеосъемка и анализ отдельных речевых ситуаций.
Cлайд 7
В процессе неформального общения и неподготовленного речевого акта учащимися школы активно используется жаргонная лексика, что является в средних классах современной средней школы устойчивым и активно развивающимся языковым явлением.
Cлайд 8
Известный русский академик Д.С.Лихачев писал : « Общая деградация нас как нации сказалась на языке, прежде всего. Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело… Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно , и думает.»
Cлайд 9
Cлайд 10
В 21 веке очень остро встали вопросы воспитания подрастающего поколения,в том числе и вопросы о культуре речи современного школьника. Огромный поток жаргонизмов,вливающихся в разговорную речь школьников,вызывает беспокойство всего общества. Результаты нашей работы будут полезны учащимся в качестве пособия к урокам русского языка и факультативным занятиям и при проведении внеклассных мероприятий о культуре речи .
Cлайд 11
Ученица 9 класса Киракосян Карина работает с научной литературой.
Cлайд 12
Проводится обработка результатов анкетирования Ученица 6 класса Гаврилова Е. проводит анкетирование учащихся
Cлайд 13
Cлайд 14
В процессе работы над проектом было проведено анкетирование учащихся 6-9 классов и проанализирована разговорная лексика школьников в процессе неформального общения , а также произведена видеозапись неподготовленной речевой ситуации.
Наименование учебных предметов, факультативных занятий. Наименование школьных работников, учителей по предметам, по роду занятий, по признакам внешности, по особенностям характера, по фамилии и инициалам. Название окружающих людей по родству, по качеству характера, по другим признакам. Название предметов быта и техники, используемой в быту. Пища. Одежда. Части человеческого тела. Деньги. Состояние человека, оценка чего- либо: поступков человека, качеств предметов. Название действий , совершаемых человеком, чувств, эмоций человека. Сфера досуга.
Cлайд 18
Желание выражаться модно, оригинально и современно. Стремление быть похожими на большинство сверстников, потому что так говорят все. Возможность выражаться иносказательно, так, чтобы не поняли старшие: родители, учителя. Невозможность выразить свои мысли посредством литературного языка. Ликвидация агрессии, эмоциональная разгрузка. Желание казаться более взрослым.
Cлайд 19
класс Кол-во учащихся 0 книг 1-2 книг 3-5 книг 6-8 книг Больше 9 9книг 6 кл 19 3 2 2 8 4 7 кл 15 3 1 2 5 4 8 кл 19 -- 5 12 1 1 9 «А» 13 7 3 3 -- -- 9 «Б» 12 4 6 1 1 -- Всего 78 17 20 21 13 7
Cлайд 20
«Улетное видео» 47 учащихся «Дом-2» 50 «Comedi –club» 58 «Топ модель по-американски» 40 «Голые и смешные» 36 «Счастливы вместе» 22 «Наша Раша» 61 «Большая разница» 24 «Хочу все знать» 6 «Суд идет» 15 «Кто хочет стать миллионером» 8 «Совершенно секретно» 17 Спортивные передачи 16 Музыкальные передачи 57 Передачи о животных и о природе 10 Танцы на льду 32 КВН 4 ТЕЛЕСЕРИАЛЫ: «Универ» 35 «Дальнобойщики» 20 «Солдаты» 28 «Интерны» 42 «Менты» 30 НЕТ ЛЮБИМЫХ ПЕРЕДАЧ 2
Cлайд 21
Cлайд 22
Cлайд 23
Cлайд 24
Cлайд 25
Cлайд 26
Cлайд 27
Cлайд 28
Культура речи, чистота русского языка – это не личное дело. Это дело общественное. 2. Употребление жаргонизмов напрямую зависит от культурного и интеллектуального уровня говорящего! Учащиеся 6-9 классов МОУ «Самофаловская сош» характеризуются низким уровнем читательского интереса.Они далеко не всегда могут точно выражать посредством языка свои мысли, чувства и эмоции. Недостаточный словесный запас в их речи восполняется жаргонной лексикой. 3. Жаргонизмы не являются украшением речи школьника. Использование жаргонной лексики учащимися должно быть уместным и оправданным в конкретной речевой ситуации. 4. Жаргонная лексика – это огромный пласт ненормированной русской лексики, активно использующейся в речи учащихся 6-9 классов в процессе неформального речевого общения.
Cлайд 29
До тех пор, пока мы не прекратим смотреть на мир злыми глазами, пока не перестанем говорить: « Вот понаехали тут!», а осознанно и ответственно будем бороться за чистоту русского языка, до тех пор будет существовать «великий, могучий и свободный русский язык». министр культуры России Михаил Швыдкой телепрограмма «Культурная революция» от 27 января 2011 года