Золотое сечение - божественная мера красоты. Довбий Анна Андреевна ученица 7а класса Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 Научный руководитель : Пересыпкина Валентина Егоровна учитель математики МАОУ СОШ №4
Cлайд 2
Предмет исследования: элементы, связанные друг с другом золотой пропорцией, большинству людей кажутся красивыми, такая пропорция создает зрительное ощущение гармонии, красоты и равновесия Объект исследования: материалы, подтверждающие , что золотое сечение есть божественная мера красоты Цель исследования: поиск закономерности «золотого сечения» в окружающем нас мире.
Cлайд 3
Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a : b = b : c или с : b = b : а. Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью 0,618..., если c принять за единицу, а a = 0,382. Числа 0.618 и 0.382 являются коэффициентами последовательности Фибоначчи. На этой пропорции базируются основные геометрические фигуры.
Cлайд 4
Практическая работа Вывод: Проведенный опыт показал, что геометрические фигуры, в которых есть элементы, связанные друг с другом золотой пропорцией, большинству людей кажутся красивыми, такая пропорция создает зрительное ощущение гармонии. красоты и равновесия. Всего опрошено Близко по значению Не подошло отношение 26 17 9 0,53 длина ширина отношение Классная комната 6м 10м 0,60
Cлайд 5
Числа Фибоначчи и золотое сечение Чи сла Фибона ччи — элементы числовой последовательности 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597 … в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5, 3+5=8, 5+8=13 и т. д. Название по имени средневекового математика Леонардо Пизанского (или Фибоначчи) У этой последовательности очень интересное соотношение :если разделить каждый член этого ряда на предыдущий, полученные результаты будут стремиться к числу 1,6180339+ 1/1=1, 2/1=2, 3/2=1.5, 5/3=1.66, 13/8=1.625, 21/13=1.615, 34/21=1.619, 55/34=1.617, 89/55=1.6181
Cлайд 6
Тело человека и золотое сечение Все кости человека выдержаны в пропорции золотого сечения. Пропорции различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотому сечению. Если эти пропорции совпадают с формулой золотого сечения, то внешность или тело человека считается идеально сложенными
Cлайд 7
Эксперимент Проверка соответствия пропорций человеческого тела «золотому сечению» Измерив соответствующие части тела у учащихся седьмого класса, вычислив их соотношения получила результаты, представлен-ные в таблице Маль-чики От линии талии до головы От линии талии до ног Отноше-ние Девочки От линии талии до головы От линии талии до ног Отноше-ние 1 67см 100см 0,67 1 68см 100см 0,68 2 63см 104см 0,61 2 62см 105см 0,59 3 64см 102см 0,63 3 59см 96см 0,61 4 64см 111см 0,58 4 58см 102см 0,57 5 58см 99см 0,59 5 57см 99см 0,58 6 62см 96см 0,65 6 66см 105см 0,63 7 60см 104см 0,58 7 63см 107см 0,59 8 63см 95см 0,66 8 63см 97см 0,65 9 59см 98см 0,60 9 64см 107см 0,60 10 57см 102см 0,66 10 66см 103см 0,64 Среднее 0,62 Среднее 0,61
Cлайд 8
Принципы формообразования в природе Очень многие явления в природе описываются именно золотой спиралью Расположение космических галактик, семян в шишке, завитков в раковине и многого другого подчинено закону золотой спирали. Коэффициент 1,618, возможно, первостепенный закон, управляющий активными природными явлениями. Таким образом, золотая спираль развертывается перед нами в символической форме, как один из величественных замыслов природы, образ жизни в бесконечном расширении и сжатии, статический закон, управляющий динамическим процессом, подкрепленный и изнутри и снаружи пропорцией 1,618, золотым сечением».
Cлайд 9
Расположение тычинок описывается "золотой спиралью"
Cлайд 10
Золотое сечение у мастеров живописи Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, они делят величину изображения по горизонтали и вертикали в золотом сечении, т.е. расположены они на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости
Cлайд 11
Данное открытие у художников того времени получило название "золотое сечение" картины. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание к главному элементу фотографии, необходимо совместить этот элемент с одним из зрительных центров. Портрет Моны Лизы привлекает тем, что композиция рисунка построена на" золотых треугольниках" (точнее на треугольниках, являющихся кусками правильного звездчатого пятиугольника). Зрачок левого глаза, через который проходит вертикальная ось полотна, находится на пересечении двух биссектрис верхнего золотого треугольника, которые с одной стороны, делят пополам углы при основании золотого треугольника, а с другой стороны, в точках пересечения с бедрами золотого треугольника делят их в пропорции Золотого сечения. Таким образом, Леонардо Да Винчи использовал в своей картине не только принцип симметрии, но и Золотое сечение
Cлайд 12
Золотое сечение в архитектуре Храм Василия Блаженного Долгое время считали, что зодчие Древней Руси строили все «на глазок», без особых математических расчетов. Однако новейшие исследования показали, что русские архитекторы хорошо знали математические пропорции, о чем свидетельствует анализ геометрии древних храмов.
Cлайд 13
Софийско –Успенский собор Тобольского кремля
Cлайд 14
"Золотое сечение" и счастье Исследования социологов подтверждают, что численность удовлетворённых и неудовлетворённых своими обстоятельствами людей подчиняется пропорциям знаменитого «золотого сечения». По результатам опроса отечественных и зарубежных психологов оказалось, что счастливыми считают себя 63% опрошенных. Поразительная цифра, ибо золотое сечение приходится на 62%. Выводы: Закономерности золотого сечения были известны с древних времён и использовались в науке и искусстве. Принцип «золотого сечения» – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.
Cлайд 15
«В геометрии существуют два сокровища: теорема Пифагора и деление отрезка в крайнем и среднем отношении. Первое можно сравнить с ценностью золота, второе можно назвать драгоценным камнем» Иоганн Кеплер