Цель работы: изучение особенности и состояния кровеносной системы у подростков Задачи: Изучить строение крови и кровеносной системы. Выяснить роль кровеносной системы в организме человека. Исследовать кровяное давление , пульс и скорость кровотока у подростков, определить функциональную сердечно-сосудистую пробу. Рассмотреть причины, вызывающие дисфункциональное состояние кровеносной системы Разработать профилактические рекомендации для укрепления данной системы.
Cлайд 3
Особенности кровеносной системы человека Четырёх камерное сердце. Полное разделение артериальной и венозной крови. Два круга кровообращения. Кровяные сосуды: артерии, вены, капилляры.
Cлайд 4
Значение кровеносной системы Кровь осуществляет связь между органами и клетками всего организма. Поддержание постоянства внутренней среды человека (гомеостаз) Выполняет транспорт газов, питательных веществ и продуктов метаболизма. Обеспечивает защиту от инфекции и чужеродных тел, защищает организм от кровопотери. Обеспечивает регуляцию температуры тел.
Cлайд 5
55-60% объёма крови 3 3 3 В 1 мм в 1 мм в 1 мм 5 млн. 6-8 тыс. 300-500 тыс. Строение крови
Cлайд 6
Эритроциты Красные кровяные тельца; не содержат ядер (только у лягушек и куриц есть ядра в эритроцитах); форма двояковогнутого диска; срок жизни: 120 дней; размер 7 мкм = диаметру сосуда; содержат гемоглобин; норма у женщин 3,7*1012/л у мужчин 4,5- 5*1012/л
Cлайд 7
Лейкоциты (L ) Образуются в стволовых клетках костного мозга, в тимусе и обеспечивают реакцию иммунитета, отвечающего за регуляцию гуморального иммунитета Образуются из клеток костного мозга, отвечают за гуморальный иммунитет 0,5-1% от L ,участвуют в метаболизме гистамина и гепарина, также в иммунных реакциях и реакциях аллергитического типа в норме от 1-5%, содержат в себе много ферментов, способны к фагоцитозу, принимают участие в защитных реакциях
Cлайд 8
Тромбоциты Отломки пластинок или бесцветные тельца, могут быть неправильной формы, представляют собой безъядерные фрагменты цитоплазмы мегакариоцитов. Длительность жизни - 58 дней Функция: участвуют в свёртываемости крови , обладают способностью осаждаться на повреждённый сосуд и образовывать тромб.
Cлайд 9
Основные фазы образования тромба
Cлайд 10
Плазма и её значение для организма α-,β-,γ- глобулин Альбумин 60% Фибриноген переносчик многих важных веществ переносчик полисахаридов, липидов и белков, осуществля- ющие защитные реакции основной белок плазмы
Cлайд 11
Сердце располагается в грудной полости. Сердце находится в околосердечной сумке, образованную париетальным листком. Масса сердца примерно 300 – 400 грамм. За время всей жизни сердце совершает около 3 биллионов ударов и перекачивает почти 400 млн. литров крови. Сердце
Cлайд 12
Схема строения сердца - правое предсердие - верхняя полая вена - аорта - лёгочная артерия - полулунные клапаны - левое предсердие - лёгочные вены - створчатые клапаны - левый желудочек - правый желудочек - нижняя полая вена
Cлайд 13
Работа сердца За одну минуту сердце сокращается 60-80 раз. Во время сна сердце сокращается медленней, а при физической работе сокращения учащаются. Диастола (0,4 с) Систола предсердий (0,1 с) Систола желудочков(0,3 с)
Cлайд 14
Регуляция сердечной деятельности Гуморальная Нервная
Cлайд 15
Артерии, вены и капилляры Артерии – это сосуды, которые несут кровь от сердца. Самая крупная из них – аорта. В артериях кровь движется под большим давлением, поэтому они имеют толстые и упругие стенки. Вены – это сосуды, которые несут кровь к сердцу. Кровь по венам течёт медленнее, чем в артериях, стенки их мягкие и тонкие. Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. Они пронизывают все органы человека. Общая протяжённость капилляров у человека – около 100 тыс. км. Все капилляры собираются в вены.
Cлайд 16
Группы крови Существует 4 группы крови (АВО система) Агглютиногены – А; В Агглютининов – α; Β Резус крови – впервые обнаружен у обезьян и называется резус фактор. Если резус фактор есть, то +, Если нет, то Резус - фактор передается по наследству и не изменяется в течение всей жизни.
Cлайд 17
Совместимости групп крови Правило переливания крови: при переливании крови плазменные белки реципиента не должны склеиваться одноимённые эритроцитарные белки донора. Таким образом, l группа – универсальный донор, lV группа – универсальный реципиент.
Cлайд 18
Факторы, влияющие на состояние системы кровообращения Тренировочный эффект сердца 2. Вредные привычки: употребление алкоголя и табака. 3. Экологические условия Тренированное сердце Нетренированное сердце Сердечные мышцы укрепляются. При нагрузке способны выталкивать за одно сокращение в 3 раза больше крови, чем обычно. Мышцы сердца слабеют и перерождаются, замещаются соединительной тканью. Масса сердца становится больше, но функциональность снижается из-за уменьшения активной мышечной ткани. При нагрузке увеличить кровоток сердце может только за счёт ускорения сокращений. При этом уменьшаются паузы и сердце не успевает наполниться кровью
Cлайд 19
Факторы, отрицательно влияющие на кровеносную систему
Cлайд 20
Цель работы: измерить АД и сравнить его с расчётным. Для измерения давления в состоянии покоя людей до 20 лет использовало формулу: АД верхнее = 1,7 Х возраст(в годах) + 83; АД нижнее = 1,6 х возраст(в годах) + 42. В исследовании участвовало 50 человек расчётное давление – 105/63; фактическое давление – 70% - нормальное; 15% - пониженное; 15% - повышенное. Диагностика АД у подростков
Cлайд 21
Исследование ЧСС сердца Цель работы: определение пульса у подростков. В норме – 70 ударов в минуту; Исследовано 50 школьников. Результаты измерений: 65-90 ударов в минуту, в зависимости от состояния организма.
Cлайд 22
Полный круговорот кровь совершает за 20-25 с Скорость крови в аорте – 0,5 м/с В полых венах – 0.25 м/с Скорость крови к капиллярах – 0,5 мм/с Цель работы: измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа у подростков. Вычисление производится по формуле V=l/t, где V – скорость крови, l – длина ногтевого ложа, t – время, заполнения кровью ногтевого ложа. В результате измерений стало известно, что скорость кровотока у 50 человек оказалась нормальной. Определение скорости кровотока ногтевого ложа
Cлайд 23
Определение функциональной сердечно-сосудистой пробы Цель работы: определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после 20 приседаний. Была определена ЧСС после нагрузки и динамика возвращения её состоянию покоя. Методика:для определения нужно измерить пульс в состоянии покоя. Далее сделать 20 приседаний. После окончания упражнений сесть, измерить и записать просчитанный пульс за 10 с. Спустя каждые 1,2,3,4,5 минут делать контрольные измерения. Ключ к обработке результатов: сравнив данные частоты сердечных сокращений после нагрузки с исходными, можно судить о состоянии сердечно-сосудистой системы. Если ЧСС увеличилась, меньше, чем на 1/3, - результаты хорошие, если больше – плохие. После нагрузке пульс должен вернуться в исходному состоянию не более чем за 2 мин.
Cлайд 24
Результаты исследования: 40% ребят показали хорошие показатели при восстановлении сердцебиения после нагрузки.
Cлайд 25
Функциональная проба с максимальной задержкой дыхание до и после нагрузки. Исследовано 50 человек в возрасте 14-16 лет. Методика исследования: 1. В положении сидя задержать дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе, измерить время задержки дыхания. 2. Через 5 минут отдыха сделать 20 приседаний за 30 с. 3. Задержать дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе, измерить время задержки дыхания. 4. Через 2 мин. Отдыха повторить пробу №1 5. Вычислить процентное отношение результатов 2 и 3 опытов по отношению к 1. 6. Сравнить полученные данные с нормативами.
Cлайд 26
Результаты исследования: 10% ребят имеют здоровое тренированное сердце, 14% имеют отклонение в здоровье, 76% школьников – здоровые нетренированные. Выводы: результаты исследований показали, что только ¼ ребят можно отнести к действительно здоровым людям с хорошо тренированным сердцем. 1/10 от исследуемого количества школьников имеют серьёзные отклонения в здоровье. Основная масса учащихся недостаточно уделяют внимания своему физическому развитию.
Cлайд 27
Рекомендации по укреплению кровеносной системы Для укрепления мышц сердца и сосудов необходимо заниматься физическими упражнениями. На деятельность сердца и сосудов отрицательно влияет алкоголь и табак. Для поддержания АД в норме нужно соблюдать рацион питания, режим дня, гигиену труда и не исключать ежедневные воздушно-водные процедуры.
Cлайд 28
Выводы: Изучены особенности строения кровеносной системы человека. По данным исследования определения функциональной сердечно-сосудистой пробы было отмечено, что 25% подростков имеют хорошо тренированное сердце. У этих школьников при физической нагрузке сердцебиение приходит в состояние нормы не более, чем за 2 минуты. 10% ребят имеют отклонение в здоровье, а 65% относятся к практически здоровым, но имеют нетренированное сердце. Подросткам необходимо задуматься о профилактических мероприятиях сердечно-сосудистых заболеваний. Рассмотрены причины, вызывающие дисфункциональное состояние кровеносной системы Разработаны профилактические рекомендации по укреплению сердечно-сосудистой системы.
Cлайд 29
Литература 1. Бельченко Л.А., Лавриненко В.А. «Физиология человека», Сибирское университетское издательство, Новосибирск 2004 год. 2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология человек», учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Вантана-Граф», 2004 год. 3. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии и физиологии человека», Москва, «Просвещение», 1978 год. 4. Курепина М.М., Воккен Г.Г. атлас «Анатомия человека», Москва, «Просвещение», 1978 год 5. Рохлов В.С., Никишов А.И. «Человек и его здоровье» Москва, «Илекса», 2001 год 6. Шустанова Т.А. «Пособие-репетитор для подготовки к ЕГЭ по биологии», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2004 год.