Содержание Учение о биосфере В.И. Вернадского. Проблема происхождения человека. Концепция ноосферы в условиях экологического кризиса. Техногенная цивилизация как источник глобальных экологических проблем.
Cлайд 3
История понятия «биосфера» (XIX в.) Понятие «биосфера» вводится в биологию в начале XIX в. Ж.-Б. Ламарком, а в геологию – в 1875 г. австрийским геологом Эдуардом Зюссом (1831-1914) и означает совокупность всех живых организмов на Земле вне их взаимодействия со средой обитания. Такое содержание близко к понятию биоты. Находящееся же здесь косное вещество рассматривается как среда обитания живых существ.
Cлайд 4
История понятия «биосфера» (XX в.) В XX в. понимание биосферы меняется. Так, В.И. Вернадский, во-первых, предлагает понимать под ней сферу единства живого и неживого, выделяя в не вытекает й семь составляющих; во-вторых, под ней имеется в виду уже планетное явление космического характера, что вытекает из того, что данный исследователь считает жизнь присущей изначально не только Земле, но и Вселенной в целом.
Cлайд 5
Семь составляющих биосферы (по В.И. Вернадскому) 1) Живое вещество – совокупность живых организмов – по весу составляет ничтожную часть планеты (2,5 · 1015 кг из 2 · 1021 кг суммарной массы биосферы). По мнению В.И. Вернадского, это наблюдается в течение всей истории Земли. Включает около 1,2 млн. видов животных и 0,5 млн. видов растений. 2) Биогенное вещество – непрерывный биогенный поток атомов из живого вещества в косное вещество биосферы и обратно (горючие ископаемые, известняки и т.д.). 3) Косное вещество, включающее в себя атмосферу, газы, горные породы и пр. Включает около 10 тыс. минеральных видов неживой материи. 4) Биокосное вещество – почвы, илы, поверхностные воды, сама биосфера, т.е. сложные закономерные косно-живые структуры; 5) Радиоактивное вещество. 6) Рассеянные атомы. 7) Вещество космического происхождения (например, метеориты).
Cлайд 6
Биосфера-оболочка жизни
Cлайд 7
Три биогеохимических закона В.И. Вернадского «Биогенная миграция химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению». «Эволюция видов в ходе геологического времени, приводящая к созданию форм жизни, устойчивых в биосфере, идет в направлении, увеличивающем миграцию атомов биосферы». Живое вещество находится в непрерывном химическом обмене с окружающей его средой, создающейся и поддерживающейся на Земле космической энергией.
Cлайд 8
Главные положения учения о биосфере В.И. Вернадского Существование каждого организма возможно только при наличии постоянной связи с другими организмами и неживой природой. Жизнь со всеми ее проявлениями произвела глубокие изменения на земле. Принцип целостности биосферы. Принцип гармонии биосферы и ее организованности. Космическая роль биосферы в трансформации энергии, проявляющаяся в том, что все живые организмы выступают механизмами превращения космической (в том числе солнечной) энергии.
Cлайд 9
Проблема происхождения человека Имеет мировоззренческое значение и включает поиск ответов на вопросы: Где? Когда, на каком этапе развития мира? Почему? Каким образом появляется человек? Каким было его ранее существование? Каково место человека в природе? В чем состоит его предназначение? Что такое человек?
Cлайд 10
Основные концепции происхождения человека Мифологические концепции. Теистические (религиозные) концепции. Эволюционные (научные) концепции. Инопланетные версии.
Cлайд 11
Мифологические концепции происхождения человека Боги, демиурги и культурные герои создают первых людей из самых разнообразных материалов: костяка животных, орехов, деревянной палки (ср. сказку о Буратино), из глины или земли, из части тела самого бога и т.п. Часто отмечается, что сначала создается мужчина, а потом женщина, хотя встречаются и противоположные варианты. При этом обычно указывается на то, что происхождение женщины отлично от происхождения мужчины, она делается из иного, чем мужчина, материала.
Cлайд 12
Теистические концепции происхождения человека Согласно Библии (священной книге иудеев и христиан), Бог создает человека на шестой день творения мира. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26-27).
Cлайд 13
Эволюционные (научные) концепции происхождения человека Основной научной концепцией происхождения человека является теория антропогенеза. Антропогенез – это процесс происхождения и развития человека.
Cлайд 14
Основные идеи теории антропогенеза (1) К. Линней в 1-ом издании «Естественной истории» (1735) объединил человека с обезьяной в группу «человекообразных», а с 10-го издания – в отряд «высших приматов». По современным представлениям, люди и шимпанзе происходят от одного предка, но разделились примерно 5 млн. лет назад. Совместный период праотца человека и неандертальца завершился примерно 600 тыс. лет назад, после чего они эволюционировали в разном направлении.
Cлайд 15
Основные идеи теории антропогенеза (2) Подавляющее большинство ученых полагают, что первые люди с современным анатомическим строением появились около 100 тыс. лет назад в Африке. Считается также, что люди, известные как кроманьонцы, пришли в Европу примерно 30-40 тыс. лет назад, вытеснив оттуда неандертальцев.
Cлайд 16
Таксономическое определение человека Царство животных Тип хордовых Класс млекопитающих Подкласс плацентарных Отряд приматов Подотряд высшие приматы/антропоиды Семейство гоминиды=люди Род и вид Homo=человек подвид Homo sapience sapience
Cлайд 17
Стадиальная теория антропогенеза 7-4 млн лет Антропоиды (австралопитек, человек умелый, человек выпрямленный) Объем мозга 500-900 см 3 стадный образ жизни Использование и изготовление примитивных орудий 1 млн лет Архантропы (питекантроп,синантроп, гейдельбергский человек Объем мозга до 1200 см3 300 тыс лет Палеоантропы (неандертальцы Объем мозга 1200-1400 см3 100-40 тыс лет Неоантропы (кроманьонец) Человек современного вида: общество, язык, искусство, одомашнивание животных и растений
Cлайд 18
Cлайд 19
Cлайд 20
Гипотезы места происхождения неоантропа Полицентризм: Расы современного человека образовались в нескольких независимых географических центрах от разных видов ископаемых гоминид Моноцентризм Человек современного вида появился в одном географическом центре (в Восточной Африке), а расовые различия приобрел после миграции по всем континентам
Cлайд 21
Схема волн расселения древнего человека из Восточной Африки
Cлайд 22
Инопланетные версии происхождения человека Существует две инопланетные версии: Происхождение человека от внеземных существ. Человек – результат экспериментов инопланетян – скрещивания космических пришельцев с земными обезьянами.
Cлайд 23
История понятия «ноосфера» (1) Понятие «ноосфера» в 1927 г. ввел французский математик и философ Эдуард Леруа. Под ней он понимал современную стадию развития биосферы. Термин "ноосфера" подхватил его друг крупнейший геолог, палеонтолог и иезуит Пьер Тейяр де Шарден, «который был глубоко убежден в том, что однажды все нации неизбежно сольются в единое целое, и тогда произойдет слияние человека с природой и Богом, и биосфера перейдет в новое состояние, названное Леруа ноосферой».
Cлайд 24
История понятия «ноосфера» (2) В 1930 году В.И. Вернадский тоже начал использовать термин "ноосфера", но в другом значении, отличном от де Шардена. Ноосферой Вернадский называл такое состояние биосферы, когда разум человека определяет развитие основных составляющих биосферы – и природы, и общества.
Cлайд 25
В.И. Вернадский о ноосфере В статье «Несколько слов о ноосфере» (1943) В.И. Вернадский видел в ноосфере новое геологическое явление на нашей планете. В ней «впервые человек становится крупнейшей геологической силой. По его мысли, он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И, может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету».
Cлайд 26
Понимание ноосферы в современном естествознании В современном естествознании ноосфера понимается как сфера взаимодействия человека и природы, в рамках которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. В ее состав включаются следующие элементы: биосфера, антропосфера (человечество, вооруженное научными знаниями) и техносфера. Гармоничная взаимосвязь всех элементов структуры ноосферы выступает основой ее устойчивого существования и развития.
Cлайд 27
Концепция ноосферы и современный экологический кризис Обострение экологического кризиса на планете свидетельствует о негармоничном взаимодействии человечества и созданной им техносферы с биосферой. Это позволяет говорить о том, что биосфера пока еще не вступила в новое состояние – состояние ноосферы.
Cлайд 28
Глобальные проблемы Во второй половине XX века человечество столкнулось с совокупностью проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего разрешения согласованных действий всего мирового сообщества, или с глобальными проблемами. Обычно выделяют три группы глобальных проблем – социально-экологические, социально-экономические и социально-политические.
Cлайд 29
Глобальные экологические проблемы загрязнение окружающей среды; дефицит качественной питьевой воды; массовое исчезновение растений и животных; ухудшение качества и снижения числа площадей плодородных земель; катастрофическое уничтожение лесов – «легких планеты» (уже уничтожено 3/4 лесов планеты, ежегодно около 6 млн. га плодородных земель превращается в пустыню); неблагоприятные изменения климата; опасность возникновения энергетического кризиса и т.д.
Cлайд 30
Причины возникновения глобальных экологических проблем В возникновении глобальных проблем ответственна существующая около 300 лет техногенная цивилизация, пришедшая на смену цивилизации традиционной. Для техногенной цивилизации характерно постоянное стремление людей к ускоряющимся изменениям и природной, и культурной, т.е. создаваемой самим человеком среды.
Cлайд 31
Роль науки в возникновении глобальных экологических проблем Важнейшим инструментом преобразования природы и общества выступает наука, которой является система отношений нового человека (человека Нового времени) с механистически понимаемой им действительностью (природой, человеком-машиной и т.п.), включающая не только теорию, но и практику в виде техники, которая призвана влиять нужным для человека образом на природу, человека и общество. Переход от понимания природы как живого организма к мертвому механизму, подчиняющемуся объективным законам, открыл путь к ее пыткам и бесконечным экспериментам.
Cлайд 32
Крах прежних представлений о природе Появление глобальных проблем означает крах прежних представлений о природе как бесконечного резервуара ресурсов для человеческой деятельности. Внося постоянные изменения в динамику биосферы, человечество по сути приступило к разрушению ее как целостной экосистемы. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы.
Cлайд 33
Потребность в новой стратегии взаимодействия человечества и природы Социально-экологические глобальные проблемы неразрешимы без отказа от идеи покорения природы и перехода к стратегии ее всемерной охраны. Необходима также выработка стратегии оптимизации взаимодействия природы и общества, требующая значительного снижения потребительской активности человечества.
Cлайд 34
Учебная литература Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2008. Главы 18, 21. Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. Главы 9 и 10. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д., 2003. Раздел Y, § 4-5; раздел YI, § 1-2, 7. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д., 2004. Глава YII, § 3 и 8. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. 2-е изд. СПб., 2005. С. 120-124, 161-165, 183-186, 226-228, 254-282.
Cлайд 35
Учебная литература Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2008. Главы 18, 21. Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. Главы 9 и 10. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д., 2003. Раздел Y, § 4-5; раздел YI, § 1-2, 7. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д., 2004. Глава YII, § 3 и 8. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. 2-е изд. СПб., 2005. С. 120-124, 161-165, 183-186, 226-228, 254-282.
Cлайд 36
Автор презентации Презентацию лекции по теме «Человек и биосфера» подготовил: Панычик А.В., доцент кафедры философии и культурологии РГЭУ «РИНХ» - 2011 г.