Цель урока: Изучить постоянные магниты и их свойства, взаимодействие магнитов, магнитное поле Земли. Ввести понятие магнитного поля. Установить направление линий магнитного поля Земли. Способствовать формированию научного мировоззрения, развитию логического мышления, умению сравнивать, анализировать, обобщать. Воспитывать толерантное отношение, самодисциплину. Развивать информационную, социальную, поликультурную компетентности. Формировать компетентность самообразования и саморазвития. Оборудование: Компьютер, полосовые магниты, магнитные стрелки, металлические опилки, штативы. Тип урока: Изучение нового материала.
Cлайд 3
I.Организационный момент. II.Объяснение нового материала(сопровождается демонстрацией слайдов) III.Закрепление нового материала. IV.Подведение итогов. V.Домашнее задание. Ход урока:
Cлайд 4
II. Объяснение значимости, актуальности изучения темы: «Магнитное поле» Установление связи материала с предыдущим, с жизнью, техникой. История открытия. Изучение темы с помощью проведения опытов учащимися. Проверка наличие ученических принадлежностей. Запись даты, темы урока.
Cлайд 5
Cлайд 6
Экспериментальное задание Оборудование: полосовые магниты, нить, штативы; компасы; железные опилки или порошок железа в пузырьках.; образцы дерева, железа, стекла, меди, алюминия, стали, чугуна. Определите, какие из представленных веществ, притягиваются к магниту: а) чугун б) бумага в) сталь г) дерево? 2. Какая часть магнита не оказывает влияния на железные предметы: а) середина магнита б) вся поверхность в) крайние части? силовых линий. и т.д. Магнитное поле постоянных магнитов
Cлайд 7
Опыты
Cлайд 8
Cлайд 9
Магнитное поле постоянных магнитов С помощью железных опилок можно получить представление о виде магнитного поля постоянных магнитов. Как магнитные линии магнитного поля тока, так и магнитные линии магнитного поля магнита — замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита, так же как магнит ные линии катушки с током. 1 2 3 4
Cлайд 10
Свойства постоянных магнитов. 1. Разноименные магнитные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются. В 1600г. английский врач Г.Х.Гилберт вывел основные свойства постоянных магнитов. 2. Магнитные линии – замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из «N» и входят в «S», замыкаясь внутри магнита.
Cлайд 11
Магнитное поле Земли Английский физик XIV в. Уильям Герберт изготовил шарообразный магнит, исследовал его с помощью маленькой магнитной стрелки и пришел к выводу, что земной шар - огромный космический магнит. Внешние, расплавленные, слои ядра Земли находятся в постоянном движении. В результате этого в нем возникают магнитные поля, формирующие в конечном итоге магнитное поле Земли.
Cлайд 12
Магнитное поле Земли. С Ю Магнитные аномалии: Аномалия (лат.) - отклонение Кратковременная аномалия – магнитная буря; Постоянные аномалии – залежи железной руды на небольшой глубине.
Cлайд 13
Магнитные бури. Это интересно. Если на Солнце происходит мощная вспышка, то усиливается солнечный ветер. Это вызывает возмущение земного магнитного поля и приводит к магнитной буре. Пролетающие мимо Земли частицы солнечного ветра создают дополнительные магнитные поля. Магнитные бури причиняют серьёзный вред: они оказывают сильное влияние на радиосвязь, на линии электросвязи, многие измерительные приборы показывают неверные результаты.
Cлайд 14
Северное сияние Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние. Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра (в основном электроны и протоны) направляются магнитным полем (на них действует сила Лоренца) и определённым образом фокусируются. Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют и возбуждают их, в результате чего возникает свечение, которое называют полярным сиянием.
Cлайд 15
Какие тела называют постоянными магнитами? Что называют магнитными полюсами магнита? А в каких точках на Земле компас бесполезен? Как взаимодействуют между собой полюсы магнитов? Как с помощью магнитной стрелки можно определить полюсы у намагниченного стального стержня? Чем объяснить, что магнитная стрелка устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении? Объясните, почему иголка притягивает скрепку? (см.рис.) III.
Cлайд 16
IV. Выставление оценок. V.Выучить § 27-28. Решить задачи на стр.130 № 186-188. Творческое задание: Написать мини-сочинение на тему: «Если бы у Земли не было магнитного поля…»